Совфед России предлагают ввести новый налог для потребителей цифровой продукции, или проще — «цифровой налог». Кто и сколько будет платить за гаджеты, что думают эксперты и как работает digital tax заграницей?
Рабочая группа Совфеда по совершенствованию законодательства в условиях пандемии направила первому вице-премьеру Белоусову на рассмотрение документ с предложением ввести в стране новый «цифровой налог».
«Рассмотреть вопрос о введении цифрового налога (digital tax), предусматривающего налогообложение в стране нахождения потребителей цифровой продукции», —
Говорится в документе, и не слова о том, как именно он будет работать и что будет собой представлять. Однако если исходить из опыта других государств, где digital tax — это налог для крупных поставщиков и провайдеров цифровых услуг, то можно сделать кое-какие выводы.
Во-первых, для каждый стран действуют свои законы «цифрового налога» и изменения в них, но основная его суть остается неизменна: сбор денежных средств с бизнеса в сфере оказания цифровых услуг в каждой точке их предоставления, независимо от месторасположения главного офиса. В основном это касается таки крупных корпораций, как Google, Facebook, Amazon, которые платят налоги в стране регистрации, но получают прибыль по всему миру.
Например, в Европе digital tax работает так: цифровые предприятия, которые продают свои товары европейским потребителям, должны применять, собирать и перечислять НДС по всем счетам клиентов.
Если компания продает предприятиям, зарегистрированным по НДС, они освобождаются от налога по схеме обратного взимания, но тогда должны быть данные для регистрации НДС. Единой ставки на НДС не существует, тариф определяется юрисдикцией той страны, в которой он взимается.
В Японии, например, «цифровой налог» называется потребительским налогом, и составляет 8%. Он взимается со всех транзакций электронной коммерции B2C (действует механизм «обратного начисления», как и в других странах, где получатель имеет дело с налогом, а не с продавцом), которые осуществляют иностранные компании при оказании услуг японским потребителям. Для этого они должны зарегистрироваться и назначить у себя специального налогового агента в Японии.
В каких странах действует «цифровой налог»? Албания, Ангола, Австралия, Бахрейн, Бангладеш, Беларусь, Европа, Исландия, Япония, Индия, Новая Зеландия, Норвегия, Квебек, Россия, Саудовская Аравия, Сербия, Южная Африка, Северная Корея, Швейцария, Тайвань, Турция, Арабские Эмираты, США, Камерун, Индонезия, Малайзия, Нигерия, Парагвай, Сингапур, Уганда, Узбекистан.
В каких странах планируют его внедрить? Канада, Китай, Колумбия, Страны Персидского залива, Израиль, Тайланд, Чили, Мексика, Алжир, Фиджи, Украина, Аляска, Россия.
Несмотря на то, что пока планы на введения digital tax в России далеки от прозрачности, Софвед просит всех заинтересованных лиц проработать и внедрить такую инициативу. Кроме того, сенаторы предлагают введение и других новых налоговых мер: например, распространить действующий налог на профессиональный доход для иностранных граждан и продлить действие системы налогообложения в виде ЕНВД, тем самым упростив переход для налогоплательщиков.
А как думаете Вы, нужен ли «цифровой налог» в России? На какие российские компании он может распространятся? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте «мне нравится» и подписывайтесь на нас, чтобы всегда оставаться в курсе всех последних новостей.
Елизавета Ушань