Производители предупредили о риске дефицита яиц — Меркурий Россельхознадзор

Производители предупредили о риске дефицита яиц

 Обсудить
Производители куриных яиц попросили Минпромторг помочь решить проблему с «критическим снижением» закупочных цен на свою продукцию.

Такую ситуацию производители объясняют сезонным сокращением спроса на их продукцию, так обычно происходит после Пасхи. Однако за последний год производители столкнулись еще и с существенным ростом издержек, в результате чего закупочные цены оказались ниже себестоимости производства, объяснили собеседники издания.

Представитель Минсельхоза подтверждает, что к 26 мая яйца 1-й категории в опте подешевели на 19,5% к аналогичной дате апреля, а 2-й категории – на 10,9%. Абсолютные цифры он не назвал. Гендиректор Росптицесоюза Галина Бобылева уточняет, что ритейлеры по итогам тендеров закупают такие товары по 36–45 руб. за десяток без учета НДС, тогда как их себестоимость сейчас составляет в среднем 49–52 руб. Цены закупки яиц на электронных торгах со сроками поставки в первой половине июня снизились даже до уровня 27–29 руб. за десяток, уточняет гендиректор птицефабрики «Синявинская» Артур Холдоенко.

Бобылева напоминает, что себестоимость в птицеводстве в среднем за последний год увеличилась на 20–25% из-за удорожания зерна, кормовых добавок, инкубационных яиц, упаковки и проч. Усугубляет ситуацию и то, что ритейлеры переоценили востребованность этой продукции перед Пасхой, закупив ее в избытке, говорит Холдоенко. Соответственно, сейчас у ритейлеров образовались излишки продукции, и это тоже оказывает давление на закупочные цены.

Долго работать в убыток производители яиц не смогут, продолжает Бобылева. По ее мнению, вероятно, некоторые компании в таких условиях задумаются о сокращении поголовья несушек, что в конечном итоге может привести к дефициту продукции. Холдоенко также говорит, что в сложившейся ситуации его компания будет вынуждена пойти на снижение поголовья. Бобылева считает, что выходом из ситуации для производителей яиц был бы уход от преимущественно тендерных поставок в сторону прямых долгосрочных договоров. Холдоенко сомневается, что рынок откажется от этой процедуры. Он надеется совместно с ритейлерами выработать «механизм справедливого ценообразования», чтобы не допустить нехватки продукции.

Национальный союз птицеводов сейчас обсуждает с Минсельхозом и Минпромторгом вопрос о том, как улучшить коммуникацию с сетями, чтобы не допускать скачков цены как вверх, так и вниз, говорит его гендиректор Сергей Лахтюхов. Впрочем, по его словам, об административном регулировании речи не идет.

Минсельхоз оценивает ситуацию с яйцами как стабильную и комфортную для дальнейшего наращивания объемов производства птицеводческой продукции в 2021 г., говорит его представитель Он рассчитывает, что финансовой устойчивости предприятий будут способствовать утвержденные недавно меры поддержки отрасли: увеличение максимального размера льготного краткосрочного кредита на одного заемщика с 1 млрд до 1,5 млрд руб., а также пролонгация льготных инвесткредитов на срок до 12 лет предприятиям, пострадавшим от высокопатогенного гриппа птиц. Представитель Минпромторга на вопросы не ответил.

Ритейлеры снижение закупочной цены яиц критичным не считают. Цены в мае действительно упали примерно на 10–15% по сравнению с апрелем, но они все равно выше, чем год назад, говорит представитель «Ленты». Сотрудник еще одного ритейлера отмечает, что к концу апреля десяток яиц стоил 85 руб., а спустя 3–4 недели цены опустились на 46% до 46 руб. Он подчеркивает, что примерно такую же динамику эта продукция демонстрирует из года в год, поэтому «катастрофы нет». При использовании тендерной системы ни одна из торговых сетей не имеет возможности диктовать свои условия производителям, продолжает его коллега, близкий к другой торговой сети. По его словам, если в ходе торгов устанавливается цена закупки, которая не устраивает компании, они могут продать свой товар в другие розничные точки, а торговая сеть останется без яиц, подчеркивает он.

Призывы властей к сдерживанию цен и их регулирование дестабилизируют ситуацию и в результате все участники рынка ведут себя нерационально, объясняет гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, с одной стороны, сети увеличивают закупки, чтобы избежать пустых полок в периоды повышенного спроса у населения, с другой – производителям сложно согласовать повышение цен с ритейлерами, хотя себестоимость у них резко увеличилась. Но и поставлять себе в убыток они тоже не могут, поэтому будут искать предлог для сокращения поставок по невыгодным для себя контрактам. Способствовать нормализации ситуации на рынке могут отказ государства от жесткого регулирования цен, объемов и условий поставок и содействие ритейлерам и поставщикам во внедрении уже разработанных инструментов и институтов саморегулирования, резюмирует Бурмистров. Один из производителей яиц, впрочем, считает, что власти вряд ли поддержат меры, ведущие к повышению цены, в отличие от ситуации, когда их надо экстренно снижать.

Даниэль Карпова

Источник: Ведомости