Стратегия молочной отрасли до 2030 года — Меркурий Россельхознадзор

Стратегия молочной отрасли до 2030 года

 Обсудить

С учетом санкционного давления Правительство РФ обновило стратегию развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов на период до 2030 года.

В обновленной стратегии отмечается, что за последние 12 лет произошел существенный прорыв, связанный со строительством новых сельскохозяйственных предприятий с внедрением на них современной техники и оборудования. Кроме того, Россия входит в десятку стран мира по величине добавленной стоимости, произведенной в сельском хозяйстве.

По предварительным данным Росстата, индекс производства сельскохозяйственной продукции в 2021 году составил 99,1%. При этом, согласно документу, темп роста объемов производства сырого молока составил 100,4%, что влияет на объемы выработки молочной продукции.

Производство молока в хозяйствах всех категорий в 2021 году составило 32,3 млн. тонн (на 0,4% больше, чем в 2020 году). Надой молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях вырос по сравнению с 2020 годом на 279 килограммов и составил 7007 килограммов.

В 2021 году, по предварительным данным, было произведено сыров 602,2 тыс. тонн (+5,4% к уровню 2020 года), молока и сливок сухих, сублимированных — 154,9 тыс. тонн (+3,1% к уровню 2020 года), молока жидкого обработанного — 5652,5 тыс. тонн (+0,5% к уровню 2020 года).

В настоящее время на территории России сформирована племенная база генетических ресурсов по 13 видам сельскохозяйственных животных. В молочном скотоводстве ежегодный импорт составляет 35-50 тыс. голов (93% составляет голштинская порода, для комплектования производственных мощностей в рамках инвестпроектов).

В документе отмечается, что сохранение потребности ввоза нетелей голштинской породы связано с отсутствием необходимого объема поголовья, полученного на территории страны из-за низкого показателя воспроизводства животных (выход телят — 79,5 голов), а также короткого периода их производственного использования (2,17 отела).

Для воспроизводства молочного скота осуществляется производство семени быков-производителей внутри страны (7,3 млн. доз) и его поставка из-за рубежа (4,8 млн. доз, 99 процентов голштинской породы). В 2021 году экспорт мясной и молочной продукции составил $1,6 млрд (выше уровня 2020 года на 31,1%). При этом, по предварительным данным Росстата, в 2021 году уровень самообеспечения по молоку и молокопродуктам составил 84,2%, что на 5,8 п.п. ниже порогового значения Доктрины продовольственной безопасности (не менее 90%).

Обновленная стратегия включает в себя восемь целей развития, в том числе повышение уровня продовольственной безопасности, увеличение объемов экспорта сельхозпродукции, вовлечение новых земель в сельскохозяйственный оборот, внедрение цифровых сервисов.

“Для укрепления продовольственной безопасности сельхозпроизводителям необходимо работать над увеличением урожайности, развитием племенного дела, а также созданием новых технологий производства, переработки и хранения продукции”, — говорится в документе.

Основной задачей для молочной отрасли в обновленной стратегии остается достижение определенного уровня самообеспечения страны по молоку и молокопродуктам. Согласно предыдущему варианту, в 2024 году он должен был составить 85%, к 2030 году – те же 85%.

Новая версия документа предполагает достижение самообеспечения по молоку и молокопродуктам в 2024 году на уровне 84,3%, к 2030 году – 85%. В новой стратегии также сформирована цель «Повышение научно-технологического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики». Она предполагает темп прироста объема производства отечественной племенной продукции по отношению к предшествующему году: в 2024 году – 3%; в 2030 году – те же 3%. Темп прироста объема производства отечественных высококачественных кормов, кормовых добавок для животных по отношению к предшествующему году должен составить в 2024 году – 5%, и в 2030 году – те же 5%. Для расширения экспорта предполагается наладить работу логистических цепочек для поставщиков сельхозпродукции, поддерживать ее сертификацию и развивать сеть атташе по агропромышленному комплексу за рубежом. Приоритетными направлениями экспорта продукции станут страны СНГ, Ближнего Востока, Африки, Юго-Восточной Азии, а также Китай и Индия.

По базовому сценарию экспорт сельхозпродукции должен увеличиться с $29,5 млрд в 2024 году до $41 млрд в 2030 году. По оптимистическому – в 2024 году объем экспорта составит $30 млрд долларов, а в 2030 году – $47,1 млрд.

В предыдущей версии стратегии экспорт продукции агропромышленного комплекса в 2024 году должен был достигнуть отметки в $45 млрд, а к 2030 году — более $45 млрд. Председатель правительства Михаил Мишустин поручил вице-премьеру Виктории Абрамченко «обеспечить контроль реализации всех мероприятий, которые предусмотрены стратегией».

«Очень важно продолжить укрепление продовольственной безопасности страны, поддержать развитие сельскохозяйственных территорий, чтобы у наших людей была возможность выбирать качественные продукты», — отметил он.

«На период реализации стратегии перед молочной отраслью России стоят очень важные задачи, связанные не только с количественным ростом показателей отрасли, но и с качественным развитием всей индустрии, — считают в Национальном союзе производителей молока (Союзмолоко). — Развитие племенной работы, селекции и генетики, повышение эффективности в производственном и перерабатывающем секторах, цифровая трансформация, повышение технологичности — ключевые стратегические направления развития, ориентированные на снижение зависимости от зарубежных технологий и средств производства и позволяющие сохранить доступность социально значимой молочной продукции для населения нашей страны, а также успешно продвигать ее на внешних рынках. При этом положения стратегии обеспечивают консолидацию целей и интересов государства и бизнес-сообщества при работе над обозначенными задачами».

Источник: DairyNews.today