Как на самом деле проходит маркировка молока — “Пискаревский молочный завод” — Меркурий Россельхознадзор

Как на самом деле проходит маркировка молока — “Пискаревский молочный завод”

 Обсудить

Что происходит по ту сторону эксперимента молочного проекта по маркировке нам рассказал Георгий Житмарев, заместитель генерального директора «Пискаревского молочного завода». Эксперт рассказал детально то о чем другие молчат.

-Георгий, здравствуйте. Вы участвуете в пилотном проекте маркировки готовой молочной продукции. 

-Правильно.

…Лучше мы с самого начального этапа вступим в эксперимент и будем думать как реализовать эту программу, если она будет принята несмотря на наши возражения. Вот о чем речь. Ведем себя разумно.

-Поделитесь вашим мнением, что же это за пилотный проект, большинство участников которого предпочитают умалчивать свои имена и названия предприятий, и насколько он целесообразен в молочной индустрии уже исходя из вашего практического опыта. Когда вы приняли участие?

-Мы начали участвовать со второй половины августа 2019 года в пилотном проекте по маркировке.

Мы надеялись что по окончанию эксперимента будет обсуждение

-С какими вам пришлось столкнуться трудностями и были ли таковые?

-У нас был очень скромный проект осуществлен на предприятии. Динамический Data Matrix код нанес производитель упаковки компания “Ламбумиз” и суть эксперимента заключалась в том, что уполномоченный компанией ЦРПТ компания “Единый Центр Оптимизации и Бизнеса” (ЕЦОБ) должна была у нас проверить считываемость нанесенного в типографских условиях кода. Это удалось сделать, считываемость была 100% и собственно на этом эксперимент был завершен. То есть на один вид продукта в заводских условиях был нанесен при изготовлении упаковки Data Matrix код и у нас на линии в реальных условиях розлива продукции этот код был считан и передан в систему маркировки. Вот этим эксперимент и ограничился.

-Как Вы считаете — приемлем ли такой проект в дальнейшем на всю молочную продукцию, который планируют ввести в июне 2020 года?

-Мы надеялись что по окончанию эксперимента будет обсуждение, как это предполагалось и после этого обсуждения и будет принято решение. Но решение принято уже не дожидаясь конца эксперимента и без проведения широкого обсуждения с представителями молочного бизнес-сообщества. Поэтому мы можем только свои мнения и доводы высказать.

Решение принято уже не дожидаясь конца эксперимента и без проведения широкого обсуждения с представителями молочного бизнес-сообщества.

-Георгий, скажите ваше мнение.

-Во-первых, вопрос прослеживаемости полностью решен уже в системе “Меркурий” на внедрение которого мы потратили 2 года. В Меркурий задействован только электронный документооборот и никакие физические процессы не затрагиваются. Мы обошлись довольно скромными деньгами на внедрение Меркурия и это не привело к удорожанию молочной продукции. Если бы меня спросили, то я бы ответил, что Меркурия достаточно. Не надо на одну товарную категорию две системы прослеживаемости. Это первое.

Мы обошлись довольно скромными деньгами на внедрение Меркурия и это не привело к удорожанию молочной продукции. Если бы меня спросили, то я бы ответил, что Меркурия достаточно.

Во-вторых, проект маркировки поручен компаниям ЦРПТ и Ростех. На сегодняшний день молочная отрасль не оборудована системами нанесения и считывания маркировки. Не оборудована. А вопрос насколько оборудована торговля системой считывания, то есть готовы ли их считывающие устройства — у меня нет на это ответа. Тут некоторые вопросы. Как минимум молочная отрасль и типографии должны быть оборудованы новой техникой, достаточно дорогой. Данная техника сейчас вся 100% импортная. На мой взгляд было бы по государственному правильно: сначала наладить у себя в стране производство этого оборудования, уж если надо целую отрасль оснащать, то есть сделать нормальное импортозамещение, тем более Ростех занимается. Так вот они бы сначала произвели это оборудование и потом у нас бы его внедряли. Вот это было бы по государственному правильно. Потому что мы все деньги, которые потратим на внедрение, а они пока не ясно какие, потому что нас специалисты двух компаний мониторили — ЦРПТ и ЕЦОБ и пока что ни одна из компаний не сформировала отчет во сколько в итоге обойдется нам оборудование для нашего молочного завода.

Я слышу совершенно разные цифры в прессе, но у нас данные появятся вероятно только к концу января. То есть

  • Во-первых, принято решение о перевооружении когда мы не знаем сколько это будет стоить денег, но это будет стоить больших затрат.
  •  Во-вторых, то что мы купим всё импортное оборудование. На мой взгляд это совершенно не государственный подход. Мне кажется, что правительство торопится.

Следующее что я бы хотел сказать. У этой системы на сегодняшний день предложены некие методические указания как будет проходить процесс маркировки. Так вот как это предложено — это приведет к огромным потерям! Мы даже затрудняемся сказать к каким. Потому что любой сбой на этапе передачи данных или невозможности считать Data Matrix код в магазине для скоропортящейся продукции приведет к прямым убыткам. По оценкам неофициально подтвержденным специалисты Х5 называют примерно будет 5% потерь от объема, если кардинально не упростить вот эту систему.

Ни одна из компаний не сформировала отчет во сколько в итоге обойдется нам оборудование для нашего молочного завода.

Следующий момент который хотелось бы сказать — это то, что необоснованно высокие отчисления предполагаются за столь недорогую продукцию. Понимаете?

50 копеек платить за обувь или за шубу -это один разговор, но за творожный сырок или за молоко — это много. То есть для нашего предприятия — это 100 миллионов рублей в год. И ведь это все из кошелька покупателя.

То есть, на мой взгляд, если правительство это внедряет, то для молочной продукции 50 копеек должны быть для начала уменьшены в 10 раз. Вместо 50 копеек должно быть хотя бы 5 копеек, а для определенной молочной продукции вообще должны быть бесплатные, как в лекарствах. То есть 5 копеек для продукции условно дороже 50 рублей, а вся продукция которая дешевле 50 рублей должна быть промаркирована бесплатно.

Вот если бы наше мнение все-таки спросили, то эти моменты мы бы и вынесли на обсуждение, а также о том как операционные расходы сократить, как упростить процедуру таким образом, чтобы снизить затраты и снизить потери. Мы в любом случае будем об этом говорить и предлагать, как участники рабочей группы и как участники молочного проекта.

Решение принято, но мы как сыроделы не можем сказать, что прекратим работу. Конечно мы будем дальше работать, но хотелось бы чтобы удорожание молочной продукции было минимальным и ее конкурентоспособность не снизилась. И самое главное чтобы наш покупатель не понес необоснованные расходы.

Было бы правильно проанализировать, что уже дал ГИС “Меркурий” и допустим, что он решил вопросы на 99% и тогда стоит ли 1% который остался таких затрат, которые даже нам, участникам пилотного проекта, непонятны!

-Георгий, согласна с вами, что 50 копеек — это очень дорого и уйдут многие производители малого и среднего бизнеса вообще из отрасли. Будем откровенны, мы оба знаем, что не все еще предприятия работают в ГИС “Меркурий” считая это сложной и дорогой системой, а что уж говорить о маркировке, где вообще никто не называет точную сумму затрат. У меня другой вопрос и он связан с видами маркировки. В методических рекомендациях указаны 3 вида маркировки, получается что на вашем предприятии тестировали первый вид маркировки. В связи с чем вопрос — этот вид  выбрали Вы или организаторы пилотного проекта?

-Ника, прекрасный вопрос. Вот если бы я на вашем месте был то вот именно этот вопрос бы и задал. Вот Вы уже глубоко погрузились в материал, я Вас очень хвалю. Значит смотрите — мы считаем, что для крупного предприятия или среднего, на примере нашего масштаба, единственно возможный способ нанесения — это первый способ с помощью типографии и мы конечно сами выбрали такой способ.

НО ЕСТЬ ОДНО НО.

Сегодня ни один из производителей упаковки с которым мы работаем не подтвердил своей готовности наносить маркировку. То есть мы то способ выбираем, а их то никто не обязал наносить, у них то тоже огромные проблемы. У них скорость печати в 10 раз превышает скорость принтера который способен наносить динамический код. Если они в 10 раз уменьшат скорость работы своих печатных машин, то они остановят и тогда получается что способ такой есть — он предложен, но пока его никто не реализует и даже то предприятие которое в пилотном проекте нам его сделало очевидно, что сделало его не совершенно промышленным способом. То есть протестировали одну маленькую партию, которая не в потоке, отдельно эту партию перемаркировали и будет ли это работать для всех потребителей на тех скоростях на которых работают печатные машины (по 600 метров в минуту) — вопрос. Сейчас же какая ситуация — наносится одинаковый рисунок, а надо на каждую упаковку код нанести разный и существующая печатная машина этого сделать не может, в ней это не предусмотрено. Значит надо что-то дополнительное интегрировать, но это что-то не может работать на таких скоростях, понимаете? Так что вопрос ваш на 5 баллов, мы выбрали способ маркировки сами, мы ведем переговоры со всеми нашими производителями упаковки, мы их убеждаем, что они должны тоже стать участниками этого процесса, но они сомневаются. Потому что их никто этому не обязал. То есть получается в отрасли никто не готов, ни один из участников цепочки не готов.

Сейчас же какая ситуация — наносится одинаковый рисунок, а надо на каждую упаковку код нанести разный и существующая печатная машина этого сделать не может, в ней это не предусмотрено.

Лучше ситуация обстоит в торговле. Потому что они уже для ЕГАИС и сигарет купили новые сканеры, но сходу эти сканеры не прочитали наш код. Мы приехали в магазин и проверили, так что эти сканеры еще настраивать придется. Но умные люди говорят, что все дело в настройках, и что это небольшая проблема, но в торговле хоть что-то есть. Хотя Сейчас же какая ситуация — наносится одинаковый рисунок, а надо на каждую упаковку код нанести разный и существующая печатная машина этого сделать не может, в ней это не предусмотрено.

Сейчас 4 разные системы тестируются одновременно и по всей видимости скоро на кассе нужно будет держать выпускника МГИМО и Баума только с дипломом инженер высшей квалификации. Но молочные заводы и типографии, которые печатают упаковку вообще таким оборудованием не располагают. Им надо будет сделать проект, надо это оборудование купить, установить, настроить — им предстоит очень большая работа и расходы колоссальные. Казалось бы по результатам эксперимента нужно было бы проанализировать какие расходы будут у предприятий, правда?

-Конечно, для этого пилотный проект по маркировке молочной продукции и был запущен, насколько мне известно.

-Да, но к сожалению, решение принято до того как были получены результаты от этого проекта. Поэтому мы говорим, что ситуация не простая и было бы разумно сделать то о чем я сказал уже выше.

-Георгий, сколько по времени у вас проходил пилотный проект на предприятии “Пискаревский молочный завод”? С момента как Вы согласились принять участие и до завершения его.

-Примерно 2 месяца, но мы не считаем его завершенным. Мы будем считать что пилотный проект у нас завершен только тогда когда будем знать:

  •  какое оборудование нам необходимо купить,
  • сколько оно стоит,
  • Какие сроки, какие затраты понесет наше предприятие,
  • И в итоге сможем спрогнозировать к какому удорожанию продукции это может привести.

То есть задачу поставленную ЦРПТ перед партнерами они выполнили, собственно на заводе 1 день мониторинг и 1 день на линии постояли. Но мы то ждем другого результата.

-То есть у Вас они были всего 2 дня на заводе или это Вы утрировали?

-Им больше и не надо было, они остальное время у себя что-то делали. У нас с самой упаковкой это заняло 1 рабочий день, точнее несколько часов. Проверили, настроили, читается.

-То есть для галочки, я так понимаю? Чтобы потом отчитаться и в прессу в том числе отправить релиз мол проект запущен, а по факту ничего не работает и знать не знаете итоги этого эксперимента. Ведь многие компании не раскрывают свое участие в этом проекте, и Вы же знаете, что крупные молочные производители такие  как Данон, ВБД отказались от участия в этом проекте. Поэтому можно сказать собираем информацию по крупицам, что же это за проект и как он проходит у молочных производителей.

-Ника, мы долго отстаивали свою позицию, что Меркурий не нужен. Николай Анатольевич сказал, что лучше потратьте время на подготовку к электронной ветеринарной сертификации. Поэтому в данном конкретном случае, мы поняли что лучше не повторять свою собственную ошибку лучше мы с самого начального этапа вступим в эксперимент и будем думать как реализовать эту программу, если она будет принята несмотря на наши возражения. Вот о чем речь. Ведем себя разумно.

-Георгий, и снова с Вами соглашусь, так как Николай Власов действительно неоднократно и еще год назад говорил о том, что будет введена вся готовая молочная продукция в ГИС «Меркурий».

-Георгий, я Вас поняла, благодарю за откровенную беседу.

Уважаемые читатели, если ваше предприятие также участвует в пилотном проекте ЦРПТ по маркировке готовой молочной продукции и Вы готовы рассказать о промежуточных результатах, то напишите в нашу редакцию nika@aspcom.ru. Мы публикуем только факты, без цензуры и заинтерсованы также как и Вы в том, чтобы показать настоящую картину сложившуюся на молочном рынке.

На сегодняшний день ASP News узнали мнения экспертов о предстоящей маркировки молочной продукции:

Ника Виноградова

WordPress Appliance - Powered by TurnKey Linux