Стало известно, что в ближайшее время ФГИС «Меркурий» откажется от устаревшей версии протокола 1.4, что является первым шагом к переходу на новую версию — 3.0. Какие изменения окажутся наиболее значимыми? В чем сложности с протоколом нынешней версии? Будет ли вытеснен Меркурий маркировкой, а также: каково будущее малого и среднего бизнеса в России? Эксклюзивные материалы найдете в данной статье.
В канун нового года ВетИС уведомил всех пользователей Меркурия о том, что отказ от устаревшей версии протокола 1.4 планируется уже к 1 июля текущего года. Реакция производителей всей пищевой отрасли оказалась неоднозначна: например, “консерваторов”, которые до сих пор активно орудуют в устаревшей версии 1.4, и, хоть и смиряются с раскладом, но в целом относятся к идее негативно. Как выяснилось, не без веских оснований:
Алексей (ОАО «МЯСОКОМБИНАТ РАМЕНСКИЙ»): — Мы очень активно пользуемся версией протокола 1.4, и будем пользоваться до самой ее «кончины», потому что на это есть ряд причин. Мы пользуемся как нынешней версией: 2*, так и 1.4, в процентном соотношении, наверное, 20/80 в пользу старой. Основная причина — в скорости обработки. «Двойка», и ее версии — у них проблема в долгой обработке ответа, есть некие «подвисания», но версия 1.4 работает очень хорошо и стабильно. Мы, конечно, расстроены новостью о ее скоропостижном закрытии , но будем подстраиваться.
Производители молочной продукции, напротив, позитивно смотрят на изменения как на естественную эволюционную ступень любой системы:
Юрий (ООО «УФАГОРМОЛЗАВОД»): — Вы знаете, я в сфере IT уже с 1997 года и что могу сказать позитивного: люди продолжают работать над системой, ее не просто создали и забросили — идет развитие, и это очень хорошо.
И если вопрос отказа от устаревшей версии протокола теперь официально закрыт, то до сих пор остается открытым другой: означает ли это переход на новую версию протокола 3.0? Начало дискуссиям на данную тему было положено уже сравнительно давно, равно как и недовольствам, возрастающим в связи с некоторыми багами и неудобствами функции в нынешней версии — 2*, значительно усложняющими работу и сам процесс интеграции.
Алексей: — Изначально в любом подходе нужно пройти несколько этапов: внедрение, тестирование, и уже массовое использование, а страдает-то в итоге бизнес. Последние полгода и на данный момент более ли менее все стабилизировалось на новых версиях, но в моменты запуска была колоссальная нагрузка на все оборудование. Была ограничена скорость выписывания сертификатов, и сейчас, кстати, получаю сообщения от своих специалистов, что под утро некая проблема с выпиской, то есть задержка ответа и т. д.
Юрий: — Мы для гашения входящих сертификатов используем версию 2.0, потому что так процесс происходит быстрее, а для выписки исходящих — 2.1. Вот так вот мы сегодня повышаем скорость работы, поэтому на версию 3.0 возлагаем определенные надежды. Потому что до сих пор бывают проблемы, когда привоз на партию зарегистрировали, и вот приходится какое-то время ждать: чтобы у нас в системе появились остатки «меркурианские», и чтобы мы могли уже отгружать. Разработчики говорят, что это глюк самого Меркурия.
Как видно из интервью с производителями молочной и мясной продукции, их общая проблема очевидна — ограничение скорости работы в нынешней версии протокола 2.0 и 2.1. Однако это только одна из тех насущных проблем, с которыми пользователи Меркурия сталкиваются ежедневно. Неоднократно приходили недовольные комментарии от компаний-заказчиков, поэтому наши специалисты попробовали разобраться, какие же основные предполагаемые изменения в новой версии протокола 3.0 упростят работу миллионам пользователей, и выделили из списка ВетИС следующее:
Такое улучшенное изменение вызвано тем, что ранее возникало несоответствие с количеством входящих товаров и оформленных на них сертификатов. Если количество последних оказывалось больше, чем количество входящих по факту товаров, то все равно приходилось гасить количество всех пришедших сертификатов. Новая же версия протокола предусматривает частичное гашение, что позволит устранить данный диссонанс.
В версии 2.0 и 2.1 существует поле об “актах несоответствия”, что позволяет компаниям вносить информацию о процессе инвентаризации. Если раньше это поле, будучи заполненным, не передавалось в Меркурий, то теперь данную функцию планируют предусмотреть в новом протоколе.
В версии 3.0 появится возможность указать причину при оформлении возвратного ВСД.
Данное полезное улучшение, по большему счету, предусматривает возможность аннулирования входящего ВСД. В новом протоколе 3.0 это исправление будет означать полноценный отказ от несуществующего по факту входящего товара, что гораздо упростит и ускорит работу.
Здесь логично предположить, что можно будет регистрировать многоступенчатое производство одной операцией, причем по разным производителям. Конкретный перечень производств также указан в описании к улучшению.
Еще одно значительное обновление, которое должно существенно облегчить, а главное — легализовать задачу. Если в версии 2.0 и 2.1 можно было отправить заявки в ГВЭ только через Меркурий.ХС, то в версии 3.0 его планируют добавить непосредственно через протокол ВетИС.API. На интеграциях бывали автоматизированные попытки отправить заявки в ГВЭ. Пользователи выкручивались, придумывали обходные пути, но за “автоматом” следит россельхознадзор, и в ноябре контрольные органы стали замечать, что отправляется слишком большое количество заявок в ГВЭ, что, по сути, не может выполняться человеком и, соответственно, приравнивается к нарушению. Так что такое улучшение можно назвать важным, ведь оно сделает процесс не только легальным, но и не придется постоянно перегружать сервис.
В нынешней версии протокола существует проблема с объединением товара, которые в принципе объединять не надо. К примеру, если совпадает срок годности, то система объединяет по этому критерию записи журнала двух разных товаров. Бывает так, что на остатке есть записи, которые вроде бы похожи, но они разные, и данное улучшение позволить ограничить объединение и исправить такое несоответствие.
Данное значимое изменение позволит организовать единый глобальный справочник номенклатуры производителей и импортеров подконтрольной продукции.
На данный момент можно зарегистрировать площадку, не являясь ее владельцем. Необходимо просто ее зарегистрировать, появляется GUID, но эта площадка не привязана к хозяйствующим. Во избежании всего этого планируется ограничение регистрации площадок через сервис. То есть их смогут регистрировать только владельцы, и только через систему «Цербер» через его официальный сайт, что в нынешней версии пока происходит напрямую через интеграцию.
Казалось бы, разработчики Меркурия действительно прислушались к просьбам пользователей многоструктурной системы, учли все рекомендации по улучшению и увеличению скорости работы, продумали новые возможности и исправили недостатки — все это и вправду указывает на развитие программы. И ведь изначально сама идея внедрения эВСД виделась удачной заменой бумажным сертификатам, хотя и тут каждый при своем мнении:
По факту — это грамотно поставленная автоматизация с настроенными бизнес-процессами, так что все практически идет в автоматическом режиме.
Алексей: Раньше госслужба назначала сотрудника, который находился у нас на предприятии и проверял продукцию, сейчас же по факту все то же самое: входное сырье идет по госветобслуживанию, только выписка ветсертификатов на продукцию уже в наших руках. Вспоминая события, к 1 января 2019 года мы точно были не готовы, и если бы что-то подвинули, то по факту пришлось бы останавливать производство. К июлю 2019 года мы поняли, что этого не избежать, и начали готовится к сессии. По факту — это грамотно поставленная автоматизация с настроенными бизнес-процессами, так что все практически идет в автоматическом режиме.
Затраты увеличились, пришлось ведь открыть целый отдел.
Юрий: Теперь для того, чтобы успевать, нам надо раньше закончить фасовку, раньше начать погрузку. Но раньше у нас сертификаты выписывались как: один на всю продукцию, и мы могли просто копию этого сертификата прикладывать к документам, чтобы отгружать. Сейчас, соответственно, усложнилась сама система учета, усложнились процессы именно по оформлению всей документации, потому что добавилась необходимость контроля в правильности заполнения номера паспорта, даты выписки и проч. Затраты увеличились, пришлось ведь открыть целый отдел.
Так зачем же при такой слаженной, уже вполне устоявшейся системе, на привыкание к которой многим потребовалось значительно потратить время, силы и средства, переходить к другой? Какова ее цель, идея, а главное: будет ли она работать так, как была запланирована? Далее речь пойдет о маркировке на молочную продукцию, к которой производители, оказавшиеся в числе первых испытателей, отнеслись в целом негативно.
Юрий: — Отвратительная тема и отвратительная идея. Совершенно непродуманная, зато уже оцененная. Как все это будет работать? Должны ли мы передавать ЦРПТ эти коды, отгружаемые поклиентно, либо просто указать, что мы реализовали эту продукцию? Пока непонятно. К тому же переоборудовать производственные линии — тоже недешево стоит, сначала предварительно все должны вложиться в это дело капитально, а потом еще и ежемесячно отчислять, по мнению молочников, вплоть до половины своей прибыли за эти марки.
Тот же Меркурий, по сути, и есть попытка сделать контроль контрафакта и проследить оборот продукции. В чем его отличие от маркировки: контроль идет прямо от самого «поля». То есть фермер-производитель подоил коров, выписал сертификат на это молоко, и реализовал его нам. Мы из этого молока произвели продукцию. И вот здесь, конечно, если мы купили 100 тонн молока, а произвели 150, сразу становится очевидным, что у нас идет уже не натуральное молоко, а непонятно что. Зато если мы купили 100 тонн молока, а выпустили 95 (5 на потери ушло, допустим), то да, тогда можно предположить, что у нас вся продукция натуральная. Это действительно способ проверить производителя на порядочность.
И если запуск маркировки на молочную продукцию, который сначала был официально отложен, после пробного тестирования с недавнего времени утвердился официально, то бизнес-сообщество взволновала очередная новость: к 2024 году маркировку планируют ввести на всю продукцию без исключения.
Алексей: — Идея в целом, наверное, хорошая. Понятно, что промаркировать абсолютно все не получится. Есть в этом некая коммерческая составляющая, наверное. Много проблем с организацией бизнес-процессов, с оборудованием, и, как ни крути, это нагрузка на финансовую составляющую. Понимание двоякое: с одной стороны цель, вроде бы, благая — проследить товар и посмотреть, где он появился, и откуда он взялся на прилавке данного магазина. Не знаю, как со спецификой молока, но специфика мяса такая: это дает проверяющим органам и простому потребителю возможность проследить, где берут это сырье, есть ли оно у нас.
Так куда может привести такое развитие событий малый и средний бизнес России? Ведь если некая эфемерная идея, которая хороша в абстрактном глобальном представлении, но совершенно невыгодна на практике и не нашла пока правильно подхода в реализации, ощутимо ударит по карману как потребителей, так и производителей, не приведет ли это к монополизации крупных предприятий? Может, решение в виде лизинга поможет предприятиям удержать свои позиции на российской бизнес-арене?
Юрий: — А для чего? Для того, чтобы потратить или освоить деньги налогоплательщиков? Цены абсолютно на все продукты питания поднимутся, и люди станут просто меньше есть. То есть получается так, что сначала мы напрягаем весь бизнес, заставляя его вкладываться в это оборудование, в эти информационные системы, которые должны будут все эти данные обрабатывать, а потом будем брать у населения по 50 копеек с каждого? Прекрасная схема! Тогда поток нефтедолларов, точнее от него небольшой ручеек, следует направить на то, чтобы финансировать это проект. Марки всем производителям должны выдаваться бесплатно, вот тогда будет заинтересованность государства. В противном случае, это просто зарабатывание денег, или завуалированный НДС.
Алексей: — Мое мнение: если вы даете условие работы, то дайте и оборудование. Лизинг — это все равно некое обременение для меня, как для предпринимателя в финансовом плане, даже по льготному кредитованию и даже с хорошей скидкой. «Крупняк» скорее всего останется, а мелкий и средний бизнес… не знаю. Не уйдет ли с рынка большое количество честных продавцов просто по той причине, что нет финансирования?
В связи с последними событиями — отставкой правительства РФ и Дмитрия Медведева — 16 января этого года стало известно, что должность премьер-министра займет Михаил Мишустин — бывший руководитель ФНС РФ. Стоит ли возлагать надежды, что человек, пришедший в политику из сферы IT и бизнеса, сможет найти оптимальное разрешение проблеме маркировки и прислушается к диалогу с предпринимателями, что делал и прежде, как, например, в свое время пытался решить проблему с необоснованным возвратом НДС?
Алексей: — Может быть, тот планомерный путь, по которому процесс сейчас идет: поигрались с Меркурием, теперь переходим к маркировке — это лучше, чем резко объявить, что все под маркировкой.
Махина довольно крупная, и она раскрутилась. Остановить это сейчас будет непросто, поскольку все уже внедряется и запускается везде, и отказаться от такого финансового потока будет сложно.
Юрий: — Сейчас мне сложно сказать однозначно. Фигура достаточно непубличная, и я не знаком с его деятельностью в прошлом, не знаю о нем, как о человеке, поэтому мне трудно что-то вообще предположить. Но есть определенная инерция, и если выбрали конкретный вектор движения в экономике, то как бы не менялись наверху у нас шахматные фигуры, первое время в любом случае этот вектор будет направлен в ту же самую сторону. Махина довольно крупная, и она раскрутилась. Остановить это сейчас будет непросто, поскольку все уже внедряется и запускается везде, и отказаться от такого финансового потока будет сложно. И тому же Мишустину, и тем новым лицам, которые придут на должность министров, потому что речь идет о колоссальной денежной прибыли.
Выслушав два в чем-то противоречивых, но в целом объединенных схожими взглядами мнения производителей двух компаний разной направленности: молочной и мясной, и сопоставив все факты, можно сделать определенный вывод. Пока Меркурий и его пользователи готовятся к грядущим в ближайшем будущем возможным обновлениям, бизнес-сообщество параллельно задумывается о новой задаче: обязательной маркировке продукции. Потребители гадают, как эта идея ударит по их карману, а предприниматели всерьез обеспокоены предстоящими финансовыми затратами в случае маркировки, и обернется ли это для них угрозой ухода с рынка пищевого производства. И хоть ситуация пока остается довольно прозрачной, действия по внедрению, которые уже дали негативный результат, могут стать сигналом S.O.S для правительства. Возможно, ему действительно стоит прислушаться к производителю и потребителю, чтобы урегулировать закон о маркировке без рисков? Или даже отказаться совсем.
Елизавета Ушань