Компания «АМКК» радует нас своей продукцией уже очень давно и на рынке известна как один из лидирующих молочных комбинатов. Сегодня «Алексеевским молочноконсервным комбинатом» производится более 100 наименований молочных консервов и порядка 40 наименований цельномолочной продукции. Мы пообщались с менеджером специальных проектов Ильинским Артёмом Сергеевичем о том, как обязательная работа в ГИС “Меркурий” сказывается на производителях молочной продукции.
— Здравствуйте, Артём! Ваша компания на рынке существует более полувека. Вам удалось достойно пережить переход к рыночной экономике и вот сейчас наступает очень важный момент для пищевой промышленности — переход к электронной ветеринарной сертификации. Как успехи в этом процессе?
— Мы работаем в программе «Меркурий» уже в продуктиве благодаря Вашей поддержке в январе этого года, примерно спустя полгода после начала внедрения. Но в связи с тем, что для готовой молочной продукции отменили обязательную ветеринарную сертификацию, внедриться-то мы внедрились, но, скажем так, не используем имеющиеся возможности на полную мощь, поскольку нет необходимости.
— Изначально как Вы пришли к этому решению? ЭВС не обязательна для молочной продукции, а Вы решили внедриться.
— Потому что изначально говорили о том, что электронная ветеринарная сертификация готовой молочной продукции станет обязательной с 1 января, затем старт перенесли на полгода. Надо было предпринимать меры (смеется).
— То есть Вы готовились к официальному старту?
— Конечно. Мы не хотим откладывать все на последний момент, тем более стратегия нашей компании не позволяет этого допускать. Поэтому мы и решили начать работы заблаговременно.
— И какие у Вас ощущения от нового процесса?
— Благодаря Вашему IT-специалисту Андрею Асееву все найденные нами “баги” в процессе связки «Меркурия» с 1С оперативно исправлялись, и поэтому процесс интеграции шел достаточно интенсивно, учитывая наши пожелания.
— Почти все компании столкнулись с рядом сложностей с Меркурием, особенно в последнее время. У Вас было что-то подобное?
— Висела система не по причине интеграции, а по причине проблем на стороне самого Меркурия. Конечно, это было бы огромной проблемой, если бы готовую молочную продукцию не вывели из перечня подконтрольных товаров. Продукты скоропортящиеся, за ночь формировалось порядка 10000 сертификатов, и с учетом информации, которая сейчас размещается на сайте Россельхознадзора и выясняется в диалогах с другими участниками рынка, с Меркурием не все хорошо, в части получения ответа от серверов. Конечно, это было бы проблемой. В работе самой интеграции проблем нет. Не знаю, на самом деле, как конкретно сейчас там дело обстоит с отказоустойчивостью серверов и возможностью обработки больших массивов запрашиваемой информации, потому что у нас с 1 июля формируются ВСД на 10 накладных в неделю — максимум. Поэтому если и есть какие-то задержки — для нас это не существенно.
— Какие Вы видите перспективы в дальнейшем у проекта?
— Говорят, что в отношении готовой молочной продукции систему «Меркурий» хотят заменить специальной маркировкой. Хотят как-то связать входящее сырье в «Меркурии» и выходящую продукцию путем нанесения штрих-кода на каждую пачку продукта. Если сейчас говорить конкретно об этой маркировке, то она, безусловно, потребует несравнимо большего количества затрат по сравнению с Меркурием.
— Что Вы можете сказать о финансовых затратах?
— Для нас это не экономно, потому что наша продукция раньше не подлежала ветеринарной сертификации. Мы брали ветеринарные документы только для некоторых клиентов по их желанию, а это единицы. Соответственно, исходя из этого, какая может быть экономия, если мы потратили деньги на внедрение, интеграцию и на оплату труда сотрудникам.
— Это скажется на цене готового продукта?
— Скорее всего да, скажется, причем не в лучшую для конечного потребителя сторону.
— В целом о работе в самом Меркурии: Вы уже освоились, привыкли?
— Мы начали изучать систему в мае прошлого года, и за это время освоили ее достаточно хорошо.
— Если бы у Вас была возможность оказаться один на один с разработчиками ГИС «Меркурий» — у Вас были бы какие-нибудь предложения? Может, даже, требования? Как человек, проработавший в этой системе определенное время, что бы Вы им посоветовали изменить?
— У меня был бы вопрос скорее не к разработчикам, а к людям, которые пишут законы. Сейчас, согласно приказу 589 МСХ, при отправке транспорта с подконтрольной продукцией обязательно предоставлять информацию водителю насчет сформированных “ветеринарок” на продукцию, которую он везет в машине — QR-код либо GUID сертификата. Следовательно, нельзя выпустить машину без выписанных “ветеринарок”, то есть нельзя их выслать вдогонку, иначе, если машину по пути остановят и решат проверить, а документов у водителя не будет — продукция будет признаны фальсификатом. В связи с этим по-моему было бы логично дать возможность отправлять «ветеринарки» пост-фактум, когда машина уже отправлена, но еще не доставлена до покупателя. Будет время выловить окно, когда система работает, и сделать документы на продукцию. Это первое, что пришло на ум. А так, можно и еще вспомнить, если подумать.
— А давайте подумаем?
— Мы выполнили практически все требования федеральных сетей в части указания необходимой информации в ветеринарных сопроводительных документах, поэтому сейчас думать о том, закреплены ли эти требования в нормативных актах, нет смысла.
— По Вашим ощущениям, молочные продукты вообще нуждаются в электронной сертификации?
— Если именно в ветеринарной — то, я думаю, нет. Потому что готовые молочные продукты сделаны из пастеризованного молока и, соответственно, не несут в себе ветеринарных рисков. Зачем дополнительно сопровождать ее ветеринарными документами? Я понимаю, сырое молоко, которое осталось в списке поднадзорной продукции. То есть если раньше выписывались сертификаты и сейчас они просто перешли в электронный формат — конечно, это удобнее. Насчет готовой молочной продукции, непонятно — зачем? И я бы отметил, что Меркурий в том виде, в котором есть сейчас, никак не поможет бороться с фальсификатом. У недобросовестных производителей готовой продукции есть ряд способов сформировать ветеринарный сертификат, указав при этом заведомо
ложную информацию.
— Спасибо за ответы!
Алёна Бохан