Сегодня мы узнаем некоторые нюансы работы с электронными сертификатами у старшего IT-специалиста компании Андрея Николаевича Трушина.
Компания «Нижегородрыба плюс» радует потребителя морепродуктами уже давно. Правительство Нижегородской области отметило его как «Лучшее предприятие пищевой и перерабатывающей промышленности по внедрению современных методов контроля качества и новых технологий».В 2006 г. продукция компании в очередной раз была отмечена знаком «СТО ЛУЧШИХ ТОВАРОВ РОССИИ».
— Здравствуйте, Андрей! Насколько я знаю, «Нижегородрыба Плюс» принадлежит группе “ПРОД-ОПТИМА-7 ”, расскажите подробнее о структуре?
— Да, мы одна структура, занимающаяся рыбной продукцией. Основное направление деятельности — выпуск широкого ассортимента продукции холодного и горячего копчения, вяленых рыботоваров, соленой рыбопродукции и рыбной кулинарии.
— Каким был ваш переход на Меркурий? С чего он начинался?
— Мы не долго проработали в веб-интерфейсе. В октябре 2017 года мы пришли в компанию ASP. Переход был как и у всех. У “Меркурия”, конечно, есть проблемы, о которых много говорят.
— Проблемы озвучиваются предпринимателями, Россельхознадзор их слушает. Что-то для их устранения предпринимается?
— Часть проблем они решают, так как сервис API работает худо-бедно. Все жалуются, но по крайней мере “Меркурий” сейчас стал лучше, чем в первую неделю. После старта первого июля был день, когда мы вообще не смогли выписать ВСД и делали все в веб-интерфейсе. Если говорить о первой неделе в целом, то в течении неё мы зарегистрировали примерно 50% документов через шлюз. А вчера мы сделали практически 95%. Статистика говорит за себя.
— Несет ли какие-либо потери бизнес и смогут ли они окупиться?
— Потери, да, окупятся. Мы не считаем их критичными. Более того, мы даже сэкономили приличную сумму.
— По данным сайта Fishnews 93,3% рыбопромышленников столкнулись с проблемами тестирования “Меркурия”, обусловив это тем, что “система электронного оформления ещё сырая”. Как Вы можете прокомментировать это? В чём, на Ваш взгляд, заключается её сырость?
— Сырость заключается в самом корне — от проектировщиков. Подобные системы проектируют совсем на другом уровне. Проекты, уровня страны, не могут делаться командой, которая никогда не делала что-либо подобного уровня. То есть они очень многими принципами работы с распределительными системами и вообще базами данных, с веб-интерфейсом пренебрегли. Вот в чём её сырость и неработоспособность.
— Можете ввести нас в секреты бизнеса? Кто входит в ряды Ваших уполномоченных и аттестованных лиц? Как Вы выбирали сотрудников на эту должность?
— Это все сотрудники, которые занимаются выпиской ветеринарных документов, менеджеры по работе с клиентами. У нас, в общем, особого выбора и не было. Все, кто работает с клиентами и с первичной документацией — те работают сейчас и с электронными ветеринарными справками.
— Вообще, как стало известно, многие фирмы столкнулись с тем, что именно у врачей возникли сложности с освоением интерфейса, они совершали много ошибок. Были ли сложности такого рода у вас?
— Они и сейчас совершают (смеется). Им тяжело найти, например, поднадзорного, чтобы оформить справку — это проходит очень тяжело, туго, долго. Они на первом этапе вообще не могли выписать ничего. То есть даже искать адресат фирмы получателя приходилось очень долго. На МРК менеджеры по работе с клиентами научились искать по GUIDам, а вет.врачи ищут по наименованиям и делают это достаточно долго. Но, сейчас с подбором товара уже проще. Сложно сказать, смогут ли они комфортно и быстро работать в дальнейшем. Наверное, нет. Потому что наши дамы уже в возрасте и вообще работа с компьютером им достаточно тяжело дается, особенно с какими-то нововведениями. В планах у нас оставить только одного вет.врача, вместо нынешних четырех, и, их обязанности свести к минимуму.
— Что поменялось с момента перехода от классической сертификации к электронной: в работе, во взаимодействии с клиентами и в целом в бизнесе?
— Пока, наверное, сильно ничего не изменилось. Как были какие-то капризные вет.врачи — эти врачи пока и остались на приёмке товара. Как есть лояльно относящиеся, которые не придираются к каким-то мелочам — так, в общем-то, и осталось. Те, кто придирался — так придираются и к электронным вет.свидетельствам. Ещё рано говорить о заметных изменениях. Через месяц-два можете повторить вопрос (смеется). Тогда сотрудники вет.управления начнут терять свои посты, потому что многие будут не нужны. Тогда будут какие-либо результаты. Пока всё то же.
— Какие Вы видите перспективы у электронной сертификации? Каким может быть результат после того, как система станет полностью корректной?
— Сокращение затрат на содержание ветеринарных врачей — гос.служащих, которые диктуют свои условия, не совсем понятные, которые нигде не прописаны, не описаны, но они хотят их видеть. Например, что дата накладной должна соответствовать дате электронного ветеринарного документа. Нигде, ни в каком законе это не прописано. Некоторые говорят: “почему у вас справка сделана вчера, а дата накладной — сегодня?”. А то, что, собственно, существует такая наука — логистика, и мы знаем какая машина куда поедет и можем все документы готовить вечером — их не волнует. В основном такие моменты. Еще вопрос к формулировкам в вет.справках. Не все понимают сегодняшнюю формулировку “реализация в пищу людям”, мне это не нравится.
— В чем заключается преимущество при работе с интеграторами в системе “Меркурий”?
— ГИС “Меркурий” — это вообще выгоднее, чем было до. Интеграторы, конечно, упрощают работу с ним.
— Скажите как эксперт: если бы Вы были в ряду разработчиков, какие корректировки Вы бы внесли?
— Не корректировки, я бы просто заново спроецировал (смеется). Конечно, в первую очередь, я поменял бы саму архитектуру. Они сделали систему на базе именно от того, что было, то есть отталкиваясь от бумажной сертификации и реализовали все это в электронном виде, а этого не нужно было делать. На мой взгляд — нужно разрабатывать всю систему заново. Нужно её переработать и сделать именно применительно к электронному документообороту.
— Не хотели бы Вы обратиться к разработчикам с каким-либо предложением?
— Честно говоря, я глубоко сомневаюсь, что это будет воспринято (улыбается). Да и сейчас это уже никакого значения не имеет. Они ничего не смогут поменять, только доделать, докрутить.
— Могли бы Вы дать совет предприятиям, которые пришли электронной сертификации, но еще не обращались к интеграторам?
— Если они смогли своими силами и средствами справиться — значит молодцы. То есть либо предприятие справилось, либо оно вынуждено обратиться к помощи интеграторов, и третьего варианта нет. Либо они могут выписывать своими силами и средствами без интеграторов — значит молодцы, хорошо. Если нет — то деваться им некуда. Потому что мы попытались сделать всё это своими силами, силами своего IT-отдела, и не смогли разобраться в API и описании, которое было на сайте поддержки на тот момент. Часть некоторых функций мы реализовали, может со временем мы их тоже разберем, но пока нет. Я считаю сотрудничество с ASP продуктивным.
Алёна Бохан