Про «оборотный ВСД» и другие дополнения в новом Приказе о ФГИС "Меркурий"

Про «оборотный ВСД» и другие дополнения в новом Приказе о ФГИС «Меркурий»

 Обсудить

Сегодня мы продолжим Вас знакомить с новым Приказом №862, который вступит в силу с 1 сентября 2023 года и изменит порядок оформления эВСД во ФГИС «Меркурий».

Для тех, кто пропустил первую часть сравнения действующего Приказа №589 с предстоящим, рекомендую сначала её прочитать — здесь. В статье даются ценные советы от юристов АО «АСП».

Итак, а мы продолжаем сравнивать два важных документа.

Новые термины

Новый Приказ № 862 упоминает два новых термина, которых не содержит Приказ № 589:
«Оборотный ВСД» и «ВСД перенаправления».

Оборотный ВСД — это ветеринарный сопроводительный документ, оформленный при передаче прав собственности на подконтрольный товар без перемещения товара. Данный термин не единожды упоминается в новом Приказе.

ВСД перенаправления — это новый транспортный ВСД, который сопровождает подконтрольный товар в новую точку назначения в тех случаях, когда владелец (перевозчик) товара желает изменить адрес доставки, а транспортировка товара при этом уже началась. Вместо этого можно просто вернуть товар обратно в место отправки, оформив старый добрый возвратный транспортный ВСД и выписать новый уже в новое место назначения.

Юристы АО «АСП» выделили для Вас еще несколько нововведений, которые Вам, вероятнее всего, будут интересны:

  • Действующий Приказ содержит положение о том, что ВСД оформляются в частности на основании данных осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар. При этом новый Приказ закрепляет исключение из данного утверждения: «…за исключением данных осмотра последующих транспортных средств…» если перемещение осуществляется несколькими транспортными средствами.
  • Вместо «справки о ветеринарно-санитарном благополучии на молочных фермах» в качестве одного из оснований оформления ВСД в новом Приказе теперь фигурирует «справка о здоровье дойных животных».
  • Приказ № 589 упоминает также «иные методы контроля» в качестве оснований для формирования ВСД, вместо этого Приказ № 862 конкретизирует данную формулировку и перечисляет такие «иные» методы:

— данные гос.мониторинга водных био ресурсов;

-информация об объектах, связанных с выращиванием и содержанием животных, производством, хранением, транспортировкой, реализацией подконтрольных товаров […] на которых имеются (перемещаются) подконтрольные товары;

В этом же пункте закрепляется также, что «Оформление должностными лицами ВСД на сырое молоко, сырое обезжиренное молоко, сырые сливки при перемещении с молочных ферм поставщиков на молокоперерабатывающие предприятия осуществляется без учета данных осмотра подконтрольного товара и транспортного средства, на основании справки о здоровье дойных животных.»

  • Пункт 14 Приложения 1 «старого» Приказа теперь дополняется абзацем для случаев электронного оформления ВСД: «При оформлении транспортного ВСД в электронном виде для перемещения животных указывается перечень животных с указанием идентификационного номера, пола, породы, возраста (для племенных животных)».
  • В пункте 11 Приложения 1 Приказа № 862 теперь в качестве оснований ВСД при экспорте встречаем еще и «данные осмотра транспортного средства, в котором перемещается подконтрольный товар», Приказ 589 в соответствующем пункте 9 не содержал такого основания.
  • Новый Приказ также дополняет пункты 15-16 «старого приказа» (теперь это будут пункты 20-21 соответственно) и отмечает, что оформлять ВСД, в том числе производственный ВСД, не нужно, если продукция изготовлена или приобретена для кормления животных в приютах.
  • Заменена формулировка касательно порядка оформления ВСД.

Действующая формулировка:

«Ветеринарные сопроводительные документы (далее — ВСД) оформляются в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее — ФГИС ВетИС).»

Новая формулировка с 1 сентября 2023 г.:

«Оформление ветеринарных сопроводительных документов (далее — ВСД) в электронной форме осуществляется после оформления в Федеральной государственной информационной системе в области ветеринарии (далее — ФГИС ВетИС) заявки на оформление ВСД (далее — заявка), поданной владельцем (собственником) подконтрольного товара или уполномоченным им представителем (далее — заявитель).»

На первый взгляд, глядя на формулировки, кажется, что разработчики ввели некие «заявки» на оформление ВСД, которые не встречаются в первой формулировке. Однако, здесь ничего не изменилось, авторы просто «привели в порядок» формулировку данного пункта, т.к. и в 589-м Приказе далее фигурируют «заявки на оформление», а именно пункты 33-34:

«Заявка на оформление ВСД оформляется в электронной форме в ФГИС ВетИС пользователем, зарегистрированным в ФГИС ВетИС с правами доступа: «авторизованный заявитель», «оформление возвратных сертификатов», «уполномоченное лицо», «сертификация уловов ВБР», «аттестованный специалист».» В пункте 34 589-го Приказа приводится перечень информации, который указывается в заявке, и который указывать не следует (например, не указывается в ВСД информация о сырье входящем в состав товара, если такое сырье не является подконтрольным).

Новый Приказ, кстати говоря, не содержит ни перечня прав доступа, которыми может/должен обладать пользователь, ни перечня упомянутой информации для заявки.

34-й пункт «старого» Приказа также содержит информацию о том, что при подаче заявки на оформление ВСД должностному лицу ветеринарной службы заявитель указывает такое лицо в заявке, либо же заявитель должен указать, что заявка должна быть рассмотрена в автоматическом режиме ФГИС ВетИС в случае, если ВСД оформляется лицом с правами доступа «уполномоченное лицо», «сертификация уловов ВБР», «оформление возвратных сертификатов», «аттестованный специалист», оформившим заявку на оформление ВСД. При этом должностные лица обязаны рассмотреть заявку в течение 1 дня, а автоматическое рассмотрение системой должно осуществляться в течение 1 часа.

В новом же Приказе № 862 упоминается только о подаче заявки с указанием должностного лица и не говорится о сроках автоматического рассмотрения заявки системой. Но «уполномоченные лица», «аттестованные» и остальные перечисленные в 589 Приказе конечно же по-прежнему смогут подавать заявки на ВСД (оформлять ВСД), новый Приказ этого никак не исключает.

Стало меньше причин для отказа в регистрации ВСД

Юристы АО «АСП» заметили, что в действующем Приказе №589 пункт 39 значительно изменен в новом Приказе №862 (см. пункт 6).

Вместо 11 оснований для отказа в регистрации ВСД с 1 сентября этого года их станет всего 7.

Приказы по-разному трактуют «завершение оформления ВСД»

Приказ № 589:

«Оформление ВСД завершается в момент присвоения ему ФГИС ВетИС уникального номера. До завершения оформления ВСД недействителен и находится в состоянии «проект», его печать невозможна». (пункт 45)

Приказ № 862:

Оформление ВСД завершается: гашением либо аннулированием (пункт 20).

Про бумажные ВСД

Изменения оформления ВСД на бумажных носителях есть, но не значительные.

В частности Приложение №3 теперь будет содержать перечень оснований для отказа в оформлении бумажного ВСД. Вносится уточнение о том, что для целей признания бумажного ВСД недействительным принимаются во внимание только те зачеркивания, что не предусмотрены формами самих бланков, а также закрепляется, что бланки ВСД, изготовленные до 1 сентября 2023 г., могут быть использованы для оформления ВСД на бумажных носителях до их полного израсходования, но не позднее 31 декабря 2025 г.

Если есть, чем дополнить сегодняшний материал, то пишите в комментариях. В завершении нашей статьи еще раз обращаю Ваше внимание на то, что юристы АО «АСП» рекомендуют еще раз самостоятельно изучить не только новый Приказ № 862, но и его Приложение №2. Ссылка на документ — здесь.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

click fraud detection