Ритейл всегда ближе всех стоял к потребителю. Любое изменение потребительских привычек незамедлительно отзывается на ритейле, поэтому ритейл сейчас демонстрирует невероятную скорость изменений.
Какие тренды будут определять развитие торговли в 2021 году?
Ритейл идет по домам
Ритейлу уже не сидеть в комфортных торговых комплексах, жизнь его стремительно подталкивает к домохозяйствам, к нашим с вами подъездам. Первые шаги на этом пути делает Wildberries, который открыл более 30 тысяч пунктов самовывоза товаров, разместив их рядом с нашими домами.
Ещё ближе подобрались к нам сервисы экспресс доставки «Самокат» и «Яндекс.Лавка». Они тоже не арендуют коммерческие площади, им вполне подходит заброшенный подвал в 100 м2, но он должен быть рядом с вашим домом, чтобы они могли за 10 минут доставить вам коробку конфет или пончик к двери квартиры. А следующий шаг – это просто разместить ритейл в нашем подъезде.
Банки уводят покупателей
Ритейл оказался не настолько проворным в изобретении новых форматов, все усилия сейчас ритейла уходят на оптимизацию дряхлеющих бизнес-моделей, а на новые модели не остаётся уже сил. Банки, высокотехнологичные компании активно входят на поляну ритейла и постепенно забирают его аудиторию, предлагая новые форматы.
«Сбер», «Яндекс», становятся настоящими конкурентами ритейла, по крайней мере, в новых форматах, если ритейл упустит инициативу в новых форматах, то можно будет говорить о формировании новой реальности на вершине пирамиды, которой будут банки и технологичные компании, а не ритейлеры. Владельцам ритейла стоит обратить внимание на эту ситуацию в 2021 году.
Изобилие технологий: выстроить систему приоритетов
Ритейл ждёт активное внедрение инноваций на всех его уровнях, во всех сегментах, в борьбе за выживание и повышение эффективности ритейл вынужден начать активный поиск инновационных решений, в первую очередь IT-решений. Сложностью, с какой столкнётся ритейл в 2021 году, станет изобилие технологий и отсутствие критериев выбора решений.
Решений много и решают они множество задач, но при ограниченном бюджете как выбрать решение, которое нужно в первую очередь внедрить, а какое во вторую. 2021 год – это проблема приоритетов. Возрастает роль консультантов, которые помогут подобрать решения и выстроить приоритеты.
Производители влияют на стратегии ритейла в борьбе за покупателя
Офлайн ритейл долго пренебрегал организацией обратной связи между потребителем и производителем. Такое пренебрежение может поставить ритейл в очень сложное положение, т.к. производитель видит очень демократичные каналы выхода напрямую на потребителя и в этих каналах он получает обратную связь для улучшения своего продукта, большую маржу.
Наиболее прозорливые ритейлеры сделают своей стратегией не блокирование связи производителя и покупателя, а сосредоточатся на выстраивании удобного интерфейса общения. У ритейла в большинстве случаев товар не свой, а у производителя товар свой, но нет доступа к покупателю, его монополизировал ритейл. В 2021 году мы увидим процессы изменения стратегии производителя в направлении работы с покупателем напрямую и, как следствие, изменение стратегий ритейла, чтобы уменьшить ущерб от новых стратегий производителя.
Дискаунтеры рулят
У потребителя всегда был запрос на справедливую цену, но удовлетворить его не спешили, т.к. не складывались для этого условия. Жесткие дискаунтеры во всех сегментах будут занимать всё большую долю. В ближайшие 3-5 лет она может перевалить за 20%. Благоприятным условием для развития дискаунтеров является не столько падение доходов населения, сколько усталость большего числа покупателей от брендов. Покупатель просто не видит разницы между покупаемыми брендами и решающим фактором для него является только цена.
Важно понимать, что жесткий дискаунтер – это в первую очередь удовлетворение спроса на справедливую цену, а потом уже всё остальное.
Даниэль Карпова
Источник: New Retail