Действительно «Меркурий» дал положительные плоды? Насколько эффективно действует, и в чем его очевидные преимущества перед маркировкой? Ответ дадут аналитика, мнения и факты. Читайте, как Меркурий борется с контрафактом, цены на внедрение системы эВСД и маркировки, а также — выгоды потребителю и бизнесу.
«Меркурий — это первая по удалению от Солнца планета» — скажет счастливый наблюдатель ночного звездного неба. На самом деле Меркурий — еще и целая автоматизированная система оформления эВСД для грузов производства пищевой отрасли, которая легко позволяет проследить их путь не только из т. А в т. Б, но и контролировать каждый шаг следования товара по назначенному маршруту. Так скажут его разработчики и пользователи системы.
Например, функция «мультимодальная перевозка», благодаря которой при оформлении транспортного эВСД отправитель и получатель вносят сведения о номере нового ТС (транспортного средства) в процессе перемещения партии через предусмотренные пункты перегрузки, беря на себя всю ответственность. Главное условие — после оформления эВСД вносить изменения в маршрут следования нельзя. По сути — это реальный гарант качества продукта и биологической безопасности.
Первая версия Меркурия была запущена 20 октября 2009 г. — версия 0.9.98. Сегодня Меркурий обновился до версии 6.28. Существует также устаревшая версия протокола шлюза 1.4, нынешняя 2.0 и 2.1, в ближайшем будущем планируется переход на 3.0. Юрий, представитель компании ООО «УФАГОРМОЛЗАВОД», высказался в одном из наших интервью так: «Вы знаете, я в сфере IT уже с 1997 года и что могу сказать позитивного: люди продолжают работать над системой, ее не просто создали и забросили — идет развитие, и это очень хорошо».
После переноса запуска, долгого внедрения и всех связанных с ним сложностей, с 1 июля 2018 разработанная Россельхознадзором система утвердила свое место под солнцем. Более того: распустилась под его лучами и дало положительные плоды. Сейчас пользователей системы несколько миллионов, оформлено несколько десятков миллионов сертификатов. Эффективность системы исследовали даже ученые из РАН и РАНХиГС. Критерием стала оперативность ответа на информационные запросы потребителей. Как работает оперативность «Меркурия»?
Система работает или «Хьюстон, у нас нет проблемы».
Эксперты ежеминутно делали стандартный запрос в ФГИС «Меркурий» — оформление сертификатов и получали ответ. Так вычисляли показатели суточной информации работоспособности системы. Она может зависнуть в том случае, если люди начнут делать запросы одновременно, что снижает время обработки, и пользователи не могут получить нужную информацию.
Но с этим легко бороться — достаточно просто установить параллельные системы обработки. Спасти ситуацию в данном случае может небольшой апгрейд, увеличивающий мощности системы. Однако при всех сколь-либо вероятных превышениях средней продолжительности запросов система может работать быстро. Ее код работает нормально, никаких больших сложностей ей не грозит. Система оказалась стохастически стационарной, а значит, программисты знают свое дело.
«Таким образом, по результатам двух туров установлено, что Меркурий с имеющимся на данный момент программно-аппаратным обеспечением способен поддерживать оформление не менее, чем 6,5 млн эВСД за час, что в разы превышает прогнозные показатели на период после 1 ноября 2019 года, т.е. после начала сертификации всей готовой продукции, включая молочную.» — таковы данные Россельхознадзора о результатах второго тура нагрузочного тестирования Меркурия на 2 сентября 2019 года.
Что дал Меркурий или «золотая ветка плодоносит»
Если говорить о пользе «Меркурия», следует учесть все стороны, которых он так или иначе касается. Это и пользователи бизнес-сообщества, и компании-интеграторы, и ветврачи, и сами разработчики системы и, конечно, непосредственно потребители. Так в чем же преимущества Мерка для каждого?
Мнение бизнес-сообщества
Алексей (ОАО «МЯСОКОМБИНАТ РАМЕНСКИЙ») уже давал нам раннее интервью, где признал очевидную пользу Меркурия. По его словам, раньше госслужба назначала сотрудника, который находился на предприятии и проверял продукцию, сейчас же по факту все то же самое: входное сырье идет по госветобслуживанию, только выписка ветсертификатов на продукцию уже находится в руках предприятия. По факту — это грамотно поставленная автоматизация с настроенными бизнес-процессами, так что все практически идет в автоматическом режиме.
Зарема Османова, оператор 1С, ТД «Чабан» в интервью нашей редакции также отмечала плюсы: «наш склад стал четко разделен, мы знаем точное количество приходящего товара и который реализовываем. Данный контроль и порядок очень схож с системой 1С, где все показано»,
Лариса Анатольевна Шинина, зам. директора ООО “Уралстройкомплект”, г. Каменск-Уральский в своем интервью высказалась так: «Ветеринарные свидетельства “уходят” автоматически, исключена теперь вероятность ошибок, также остатки с Меркурия списываются правильно». На многих предприятиях отпала необходимость держать госветврачей — их заменили уполномоченные лица.
Выгоды для потребителя
Само собой, доля фальсификата на рынке как молочной, так и остальной подконтрольной Мерку продукции значительно снизилась. Система позволила чаще выявлять «нелегалов». Об этом свидетельствуют конкретные случаи, и вот несколько из них:
Эксперты, в частности ген. директор ГК «Киприно» Дениса Зюзина отмечали, что падение производства масла в России в 2019 году связано с внедрением системы ГИС «Меркурий», снизившего уровень фальсификата на молочном рынке. При этом, по словам эксперта, количество натурального сливочного масла в 2019 году увеличилось. После внедрения программы возможностей использовать фальсифицированное сырье стало значительно меньше, а ритейлеры убрали со своих полок ненатуральное масло. Людям ничего не осталось, кроме как делать натуральное молоко и молочные продукты. Напомним, по предварительным данным Росстат (Росстат, USDA), за январь-октябрь 2019 года производство сливочного масла в России снизилось на 0,2% по сравнению с соответствующим периодом 2018 года (до 219,3 тыс. тонн). По прогнозу эксперта, такая картина нас ждет и в 2020 году.
Денис Мантуров — министр Минпромторга привел еще одну важную статистику: удалось полностью решить проблему видовой подмены рыбной продукции и в целом доля контрафакта в стране сокращается, а ведь долгие годы у правительства эта проблема стояла на повестке дня, которую они пытаются решить до сих пор.
Ранние прогнозы экспертов опровергали опасения о том, что запуск третьего этапа “Меркурия” станет причиной роста цен. Потому что опыт прохождения первого и второго этапов показал как раз обратный эффект – снижение себестоимости производства товара за счет работы “Меркурия” на бесплатной основе в отличие от работы с сертификатами на бумажном носителе, за оформление которых производителям приходилось платить.
Маркировка — аналог Меркурия?
Настоящие мексиканские страсти разгорелись с появлением новости о маркировке. Больная тема, словно раковая опухоль, распространилась по всему бизнес-сообществу с феноменальной скоростью и стала излюбленной темой различных публикаций: статей, исследований, репортажей, интервью. Многие, конечно, сравнили маркировку с Меркурием, рассуждали об их главных отличиях и сходствах, а главное — оправдана ли необходимость ее внедрения? Горячие дебаты ведутся и по сей день. Несмотря на то, что большинство СМИ и экспертов утверждают, что маркировка еще больше снизит долю контрафакта на рынке молочной и вообще всей продукции, предприниматели пытаются доказать обратное.
По мнению Юрия (ООО «УФАГОРМОЛЗАВОД) тот же Меркурий, по сути, и есть попытка сделать контроль контрафакта и проследить оборот продукции. В чем его отличие от маркировки: контроль идет прямо от самого «поля». Это действительно способ проверить производителя на порядочность.
Даже финансово Меркурий остался в выигрыше. В одном из своих интервью Сергей Барышев уже рассчитывал стоимость затрат на оформления эВСД. Из него следует, что на внедрение электронной сертификации самой PepsiCo: они равны 2,3 млрд. руб. в год. Меркурий действительно пододвигает предпринимателей к инвестициям – не к расходам (выброшенные деньги), а именно к инвестициям (вложениям в свое же будущее). Цена товара в рознице отражает баланс спроса (платежеспособного, разумеется) и предложения, и качество борьбы государства с картельными сговорами. Она всегда заметно выше затрат.
Маркировка же по предварительным прогнозам обернется колоссальными затратами для всех. И для предпринимателей, и для потребителя. Озвученная первым Сергеем Лисовским еще в апреле цифра – 36 млрд. рублей в год – может привести к подорожанию товаров на 15%. И эта цифра далеко не окончательная – во столько обойдется лишь изготовление марок для каждой единицы продукции. В эту сумму не входят сотни тысяч евро, которые потратят производители на покупку специального оборудования для печати таких марок.
Приведенные факты, мнения и анализ доказал, что Меркурий принес свои плоды: и в борьбе с контрафактом, и в упрощении оформления ветсертификатов. Так не проще ли ограничится им, не дожидаясь наступления черного дня «молочной гильотины»? Или для кого-то все-таки день запуска маркировки окрасится в белый, или, точнее сказать, в зеленый? Вывод напрашивается очевидный. Но это уже совсем другая история…
Елизавета Ушань