Практика против теории: Роль грантов в развитии IT-сферы - Меркурий Россельхознадзор

Практика против теории: Роль грантов в развитии IT-сферы

 Обсудить

В предыдущей статье я рассказала про господдержку Правительства России для предпринимателей из разных отраслей. Сегодня поговорим про гранты для IT-отрасли, насколько теория совпадает с практикой.

Также сегодня Вы первыми прочитаете эксклюзивное интервью эксперта в IT-отрасли Сергея Сергеевича Барышева. О том какие льготы на самом деле получает АО «АСП» и почему возникает ряд сложностей при получении господдержки. 

фото из архива Сергея Барышева. Предоставлено для публикации в АСП Ньюс

фото из архива Сергея Барышева. Предоставлено для публикации в АСП Ньюс

Как только государство предоставило ряд завидных льгот IT-компаниям, интерес к этой отрасли заметно вырос. Даже «Почта России» заявила о себе в новом статусе. О чем ранее для Вас писала здесь.

Статья согласитесь, что получилась интересная.

Но, если «Почта России» смогла доказать свой IT-статус, то сотни других крупнейших компаний среди которых Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк, «Тинькофф», Газпромбанк и Центробанк и др. были исключены из реестра ведомства.

 Чем же так привлекательны льготы именно для IT-организаций и их сотрудников?

Первый пакет поддержки айтишники получили в 2020 году благодаря пандемии Covid-19, второй пакет мер был утвержден в 2021 году и третий был подписан 2 марта 2022 года. В итоге утверждены:

 Гранты. Благодаря Указу Президента РФ от 02.03.2022 № 83, айти-специалистам можно рассчитывать на:

  • Ежегодные ассигнования из федерального бюджета на выдачу грантов для перспективных разработок отечественных решений в IT-области.
  • Льготные кредиты по ставке не более 3% на обеспечение текущей деятельности аккредитованных организаций и реализацию новых проектов.
  • Освобождение от налогового, валютного и других видов государственного и муниципального контроля на срок до трех лет.
  • Стимулирование закупок критически важных отечественных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также упрощение порядка проведения таких закупок.
  • Упрощение процедуры трудоустройства работников-иностранцев и получения ими вида на жительство в Российской Федерации.
  • Установление налоговых льгот для аккредитованных IT-организаций, получающих доходы от распространения рекламы или оказания дополнительных услуг с использованием приложений и онлайн-сервисов этих организаций.

 Снижение налоговой нагрузки:

  • нулевая ставка НДС для отечественного ПО;
  • ставка налога на прибыль 0%;
  • пониженный тариф страховых взносов — 7,6%;

 Страховые льготы. Для сравнения работодатель IT-компании теперь платит 7,6%, все остальные у кого нет льгот, от 15,1 до 30%;

 Льготная ипотека. Ставка ипотечного кредита для ИТ-сотрудников всего 5%, но есть нюансы по зар.плате;

 Льготное кредитование. 

  • Российский Фонд Развития Информационных Технологий помогает приобрести отечественное ПО в половину (скидка 50%) дешевле компаниям с доходом до двух миллиардов рублей в год и штатом менее 250 человек

  • Фонд развития промышленности – льготное заёмное финансирование под 1% и 3% годовых предоставляется на проекты, направленные на импортозамещение

  • Фонд содействия развитию малых форм предприятий – гранты на разработку и внедрение ИТ-решений в России

  • Фонд «Сколково» – гранты на импортозамещающие ИТ-проекты грантами до 700 млн рублей

 Отмена плановых и внеплановых проверок госорганами. Выездные проверки IT-компаний не будут проводиться до 2025 года;

 Отсрочка от армии, мобилизации. Предоставляется сотрудникам призывного возраста от 18 до 27 лет, но при этом необходимо иметь высшее образование по специальности из перечня и работать в аккредитованной ИТ-компании не менее 11 месяцев.

Как говорит мой коллега и сисадмин от Бога: «Есть нюанс». Он заключается в том, что индивидуальные предприниматели в IT-сфере под льготы не попадают, так же, как и специалисты, работающие у них. Обязательное условие для этих преференций — наличие юридического лица.

 Наем иностранных сотрудников. Аккредитованная ИТ-организация может проще принимать в свой штат иностранных специалистов. Не нужны будут ни патент, ни разрешение на их трудоустройство.

Также Вы можете посмотреть все виды господдержки на сайте Госуслуги. Ссылка здесь.

Благодаря такой мощной государственной поддержке импортозамещение стало проходить по ускоренной программе. Кстати, началось оно в 2014 году. Согласно данным, которые озвучил РБК уже в 2019 году доля российского ПО в закупках госорганов составляла 65%. В 2023 году показатели выросли до 80%.

В реестре, который составляет Минцифры на сегодняшний день уже 17833 ПО, которые разработаны на территории Российской Федерации.

 Реестр

Но отмечу, что господдержку выдает не Минцифры, а фонды:

Благодаря тому, что крупные иностранные поставщики программного обеспечения (EPAM, Oracle, Microsoft и SAP) покинули российский рынок, отечественным IT-компаниям не только прибавилось работы, но и больше появилось рабочих мест.

По прогнозам эксперта Михаила Грибова (Управляющий партнер ГК IT Expert) к 2024 году потребность в высококвалифицированных кадрах увеличится на четверть и достигнет 290-300 тысяч человек в год.

Напомню, что президент РФ Владимир Путин 12 июня 2023 года подписал документ, согласно которому к 1 января 2025 году абсолютно все государственные компании обязаны заменить операционные системы на отечественные аналоги.

Если ранее около 90% крупнейших компаний, корпораций использовали иностранное ПО, то сейчас острой необходимости в нем нет, продолжается переход на отечественные аналоги. При чем особенно подчеркну, что российские ПО не только конкурентно способны, но и некоторые являются лидерами за пределами РФ. Например, антивирусы, сканеры  уязвимости, защита веб-приложений  и т.д.

Сегодня с российским ПО вопросов нет, Президент России четко обозначил сроки, импортозамещение проходит успешно. Однако с заменой оборудования ситуация пока непростая, при любой возможности многие пользователи стараются закупать иностранное «железо» (например благодаря параллельному импорту и т.п.). Хотя, если появятся дополнительные льготы, то вопрос решится быстрее.

Однако весь вышеупомянутый список льгот имеет и обратную сторону, уж очень привлекательными оказались привилегии, которыми решили воспользоваться не только IT-специалисты. Так, к примеру, 13 июля 2023 года сотрудники Следственного комитета РФ задержали заместителя министра цифрового развития РФ Максима Паршина по подозрению в коррупционном преступлении по ч. 6 ст. 290 УК РФ. Судом по делу №3/1-0263/2023 Паршину избрана мера пресечения в виде домашнего ареста сроком до 12 сентября 2023 года. Через 4 дня Прокуратура РФ обжаловала решение о домашнем аресте замглавы Минцифры Паршина. СКР ходатайствует о помещении чиновника в СИЗО.

В этот же же день 17 июля 2023 года Минцифры сообщило, что ведомство до 1 сентября приостановило выдачу грантов на новые разработки в сфере IT. До этого срока Минцифры обновит состав комиссий и проанализирует текущие процессы принятия решений по выдаче грантов, а также проведёт независимую оценку компетенций сотрудников РФРИТ (основного оператора грантов). Более того министерство обновит состав органов принятия решений и пул экспертов, участвующих в оценке поступающих заявок; проведёт аудит принятых решений о выдаче грантов в 2022-2023 гг. и отменит проекты, по которым есть сомнения в 100% чистоте; оптимизирует процессы принятия решений о выдаче грантов для полного исключения влияния на них сотрудников Минцифры, обеспечения прозрачности и публичности всех этапов запуска и реализации таких проектов.

В этих целях Минцифры:

создаст комиссию по проверке во главе с Максутом Шадаевым, куда войдут уполномоченные представители основных ассоциаций в сфере ИТ (АПКИТ, Руссофт, АРПП «Отечественный софт» и др.), экспертных организаций;

проверит обоснованность всех отказов в поддержке проектов и наличие конфликта интересов;

рассмотрит все жалобы и предложения по оптимизации процессов и процедур;

публично представит результаты анализа процессов и аудита проектов (Информация взята из источника здесь).

Несмотря на то, что приостановка выдачи грантов была объявлена до 01.09.2023, но на данный момент (информация актуальна на момент публикации статьи) работа не возобновлена. Скрин с официального сайта Минцифры ниже прилагаю.

скрин с сайта Минцифры

скрин с сайта Минцифры

И тут возникают вопросы, а все ли IT-компании являются таковыми и заслуженно получили господдержку? Действительно ли полученные средства были потрачены по назначению и принесли пользу?

Возникают и другие не менее важные вопросы:

  • есть ли доступ к получению грантов и господдержки компаниям с многолетним опытом и работы в данной сфере?
  • Возможно ли выполнить все требования для получения субсидий?

За ответами я обратилась к генеральному директору АО «АСП» Сергею Барышеву.

фото из архива Сергея Барышева. Предоставлено для публикации в АСП Ньюс

фото из архива Сергея Барышева. Предоставлено для публикации в АСП Ньюс

Для справки: Барышев Сергей Сергеевич, генеральный директор аккредитованной Минцифры Российской IT компании АО «АСП», которая была основана в 2011 году. В портфеле данной организации более 900 внедренных проектов по всей России.

АО «АСП» — Компания, которая занимается автоматизацией бизнеса и созданием продуктов для оптовых организаций и производителей любого уровня.

Также Сергей Барышев является основателем и главным редактором СМИ «АСП Ньюз».

-Сергей, здравствуйте. Первый мой вопрос: все ли компании заслуженно получили регистрацию в реестре Минцифры?

-Ника, приветствую. Когда в России объявляются льготы, гранты и подобное, в основном эту поддержку пытаются получить более крупные игроки с богатым ресурсом. Как правило, у них уже достаточно есть  собственных средств, а гранты они используют для аккумуляции внутренних процессов компании, сокращения своей расходной базы, либо направляют полученную госпомощь на оптимизацию внутри одной компании, которая не транслируется для других участников рынка. Есть еще один вариант куда уходят государственные деньги — на поглощение других более малых компаний.

При этом еще до объявлений льгот можно было зарегистрироваться в реестре Минцифры, но только после расширения господдержки в реестр попало очень много крупных игроков, которые вообще не относятся к IT-отрасли, либо косвенно. Буквально за полгода, образно говоря, чуть ли не полстраны стали вдруг it-компаниями, независимо от сферы деятельности. Их конечно позднее исключили, но любая льгота, как правило, достается тем у кого больше денег и ресурсов. Такие преференции не дают более мелким компаниям получить быстро господдержку. Отмечу, что некоторые льготы очень сложно получить, а с помощью денег и ресурсов, процесс происходит быстрее. Административные этапы, которые должна пройти небольшая компания, крупные организации проходят быстрее, выполняя все требования. Скорость при этом очень важна, так как бывает, что когда всё сделано, то извините, субсидии уже все разобрали, программа закрыта и т.п. А кто разобрал? Те компании которые быстрее смогли все сделать.

Поэтому в целом мы получаем не расширение рынка, а с точностью наоборот. Когда крупная компания с помощью дополнительных государственных средств вытесняет мелкие. Безусловно, у всех компаний есть расходы, но логичнее в таком случае сделать не гранты, а целевой кредит, к примеру. Ведь иначе это вредит общему IT-рынку страны.

В-общем, как есть свои плюсы в господдержке, так и свои минусы, но в первом потоке мы видим пока больше негатива, хотя ситуация начинает выравниваться. За последние два года работать стало чуть проще. Реестр продолжают чистить от нецелевых компаний.

 

На мой взгляд, гранты и субсидии должны в первую очередь выделять МСП (малым и средним предприятиям).

Также гранты должны выделять на массовые решения, а не на те разработки, которые работают только внутри одной компании (на 5-10 игроков).

Цель же, чтобы развивался весь айти рынок, а не одна компания. Основная проблема какая? Что не хватает айтишников, но если бы развивались массовые решения, то объем высвободившихся IT-ресурсов мог бы приравниваться к 30-40% от всего рынка. При этом себестоимость содержания продукта также уменьшилась бы от 20 до 50%. Это достаточно высокий потенциал, но мешает менталитет, когда каждый тянет одеяло на себя. В итоге тратятся двойные, тройные суммы затрат. А потом мы говорим, что у нас высокая себестоимость и не хватает человеческих ресурсов.

-Сергей, поделитесь пожалуйста, своим опытом получали ли Вы какие-либо льготы из того обширного списка возможностей, и как проходил сам процесс.

-Начну с того, что наша организация давно зарегистрирована, как IT-компания еще до того момента, когда появилась существенная господдержка. И это, почти единственная льгота, которую мы получили. Кстати, ранее были более жесткие требования для регистрации (по обороту, который необходимо было делать по своим продуктам) и мы их все выполнили. Еще 5 лет назад льготы были рассчитаны только на очень крупные компании (оборот которых составлял минимум 100-200 млн. рублей в месяц).

-Сергей, когда я спросила про льготы из известного списка, Вы подчеркнули что единственная Ваша преференция — это статус IT-компании, который Вы получили задолго до появления льгот. А что этот статус дает?

-Снижение налоговой нагрузки для зарплаты сотрудникам. Это важно потому, что около 90-95% затрат именно в IT-компаниях идут на расходы человеческого фактора. Если брать другие компании, то там затраты составляют порядка 30-40%.

Льготы являются стимулированием, так как проблемно было бы держать большой штат сотрудников. Не секрет, что в IT-отрасли происходит регулярное повышение зарплат от 5 до 50% в год, что было накладно без имеющегося статуса.

-Сергей, а как же остальные льготы? Ипотека…..

-Ипотека для сотрудников? Да скорее всего есть, не знаю, сам не пробовал использовать эту преференцию. На остальные льготы мы не подавали заявки, так как у нас нет того административного ресурса, чтобы выполнить все требования оперативно, зато есть очень высокий шанс, что программа может закрыться, а мы только зря потеряем свое время.

Как мне кажется, льготы получают либо очень известные и крупные компании либо наоборот никому не известные организации, которые только недавно появились и непонятно чем занимаются.

-Сейчас хочу подчеркнуть для наших читателей важный момент, который появился в ходе нашего с Вами интервью, Сергей.

Итак, Вы пошли по IT-пути изначально и создали в 2006 году компанию не из-за каких-либо субсидий. При этом никакой существенной господдержки (не считая снижения налоговой нагрузки) Вы не получали и не получаете по настоящее время. Хотя мы еще вернемся к списку льгот, так как мне кажется все-таки некоторые Вы должны были получить помимо преференций от ФНС.

А есть компании, условно говоря, однодневки, которые зарегистрировали свое юр.лицо только ради того, чтобы получить гранты и т.п. Выглядит эта ситуация примерно так: еще вчера они занимались сортировкой консервов, а сегодня вспомнили, что при работе использовали ПК, а раз есть в эксплуатации компьютер, то значит они уже IT-компания и пошли оперативно подавать заявку на получение места в реестре Минцифры. Я, конечно, сильно утрировала ситуацию, но суть именно такова. Примеров на самом деле сотни, но также сотнями их позже исключили из реестра.

В-общем, настоятельно рекомендую еще раз все взвесить все «за» и «против» тем будущим или действующим предпринимателям, кто ради льгот в IT-отрасли специально создают свои новые компании.

Но теперь вернемся к нашему диалогу и списку льгот.

Сергей, а как же отмена плановых и внеплановых проверок? Разве Вы не прочувствовали отсутствие давления со стороны надзорных органов?

…В разговоре наступила пауза…

-Можно сказать да, — ответил Сергей спустя минуту размышлений и продолжил- Я задумался потому, что плановые проверки для бизнеса были сокращены еще несколько лет назад благодаря словесной интервенции нашего президента страны Владимира Путина.

-Это Вы говорите про время, когда была пандемия Covid-19 или имеете ввиду более ранний срок?

-Так было и в пандемию, и ранее. Просто со временем это более легализовалось в бумажном варианте. Если брать 2010-2015 года, то контролирующие органы очень хорошо зарабатывали с части рынка. Когда бизнес развивался, то появился сначала негласный запрет о проведении внеплановых проверок, а потом всё приобрело более официальную форму. Как правило, около 50-80% эти проверки не давали результата и не были эффективными.

В целом то, что мораторий стал официальным — да, это хорошо, но по факту это и было ранее, просто не в таком масштабе.

Если в 2008-2010 году был пик проверок, сейчас,  конечно, значительно легче стало работать, но это не преференция именно для IT-отрасли, а действующий мораторий для всего рынка.

-Сергей, Вы абсолютно правы. Михаил Мишустин ранее объявил мораторий проверок почти на все виды бизнеса, за небольшим исключением отдельных видов деятельности.

Хорошо, продолжаю смотреть список льгот, которыми Вы, как мне кажется, должны были воспользоваться. Речь идет об отсрочке от армии и мобилизации. Получили?

-Отсрочку от армии нет, а бронь от мобилизации в моральном плане точно да, фактически непонятно. Шуму это наделало много, а по факту объем людей которых мобилизовали и кто туда пошел, все таки не так сильно затронул айти как об этом писали. Я бы это не относил к финансовой поддержке, скорее к моральной. Это как черный лебедь.

Рынок айти сейчас движется к укрупнению игроков, но они выжимают ресурсы мелких и эта тенденция во многих отраслях.

На мой взгляд, худшее что может быть в субсидировании — это когда его получают крупные игроки, которые за счет этого в том числе, стараются уменьшить рынок и конкурентов.

-Резюмируя Ваши ответы, могу сказать что из всего списка льгот, Вы получили лишь малую толику. 

-Ника, просмотрите список компаний, кто получил льготы и кто из них действительно является IT-компанией с массовыми решениями, у кого свой продукт обслуживает хотя бы 50-100 компаний. Я видел этот список, в нем либо те компании, которые предоставляют решения внутри своего бизнеса, либо крупные холдинги, которые в грантах априори не нуждаются, если сравнивать с малым и средним бизнесом. Они за счет субсидий уменьшают только свои расходы, но не улучшают свой продукт, чтобы дальше развивать рынок в целом. Разве на это выделяется господдержка? Мы просто не успеем получить льготы, так как причины уже назвал выше.

-Наверное, последний пункт все в том же списке льгот — это упрощенная процедура трудоустройства иностранных граждан. Действительно ли есть дефицит кадров или нет?

-Дефицит кадров присутствует за счет того, что крупная и средняя компания пытается дублировать собственную IT- инфраструктуру. В результате получается дублирование ресурсов, каждый выполняет одни и те же задачи. При этом если бы действительно развивался малый и средний бизнес, то количество IT-специалистов освободилось бы примерно на 25-50% от всего рынка.

В связи с чем, да есть нехватка качественных кадров. При этом есть много начинающих специалистов, которые хотят работать в айти, но в реальности средние и крупные компании нанимают новичков примерно не более 1%.

Дефицит еще образовался из-за того, что убивая малый и средний бизнес, который еще является действующей платформой для развития начинающих специалистов, они никуда не смогут перейти, разве что 1%. Дефицит кадров начинает расти за счет дисбаланса малого, среднего и крупного бизнеса. Есть объем начинающих специалистов, есть объем средних специалистов и есть минимальный объем тех людей, которых можно назвать квалифицированными специалистами. Заметный рост был в 2008-2010 году, когда стажеры массово практиковались в малых компаниях плюс параллельно самообучались. Но тот рывок прошел. Зато есть укрупнение бизнеса, который поглощает малые компании, соответственно задерживается рост начинающих специалистов. И мы получаем некий вакуум.

Самое смешное, что мы теперь из-за этого пытаемся привлекать иностранных сотрудников потому, что локальные перестали развиваться. Сейчас Минцифры вкладывают деньги в обучающие курсы и т.п., но IT-специалисты без реальной практики дают эффективность работы не более 20%. Настоящее обучение происходит больше в реальной жизни. Не видел я пока таких курсов, которые бы подготовили специалиста к работе хотя бы на 40%. Действующие вебинары помогают дать какие-то навыки, помогает выявить кто готов выживать, кто готов работать на износ. То образование которое я вижу помогает только отфильтровать сильных от слабых, кто готов выживать в IT-сфере.

-Хорошо. Сергей, Вы будете подавать заявку на получение гранта, когда все программы разблокируют или нет?

-Посмотрим. Возможно, что будем. Судя по личному опыту, за последние три года, мы смогли успешно вывести на рынок России три массовых продукта с использованием наших собственных ресурсов:

  1. АСП.Маркировка: Это решение интегрируется с системой контроля «Честный знак» и значительно упрощает сбор, обработку и отправку данных в эту систему. Работа клиентов подтверждает, что наш IT-продукт успешно автоматизирует учет маркированной продукции, сделав рабочие процессы более эффективными. Также АСП.Маркировка может легко интегрироваться со сторонним оборудованием клиентов.
  2. АСП.Склад WMS: Еще одно наше решение для автоматизации работы на складах, которое просто внедрить. Оно доступно для малых и средних бизнесов. С помощью АСП.Склад WMS можно избежать пересорта товаров, оптимизировать складские операции и создать точный учет партий товаров, что значительно уменьшит возвраты и пересортицу.
  3. АСП.Зерно: интегрируется с Федеральной государственной информационной системой прослеживаемости зерна и продуктов переработки зерна (ФГИС «Зерно»). Наш интеграционный продукт оптимизирует учет зерна и его переработки, упрощает гашение СДИЗ и автоматически перемещает зерно на основе документов.

Важно отметить, что вышеуказанные IT-решения ориентированы на массовый рынок всей страны и могут обслуживать более 100 компаний. При этом все продукты поддерживаются и обновляются по мере необходимости. Важность, масштаб и потребность очевидны.

Если говорить про инвестиции, которые мы вложили в разработку этих продуктов, то сумма расходов составила около 18 миллионов рублей. Без господдержки. Вот Вам пример для сравнения эффективности инвестиций.

В целом про льготы могу сказать, что инициатива, которая проявляется со стороны государства, все-таки благая. Если смотреть на попытки Минфина, то данное министерство очень помогает бизнесу при Михаиле Мишустине. Здесь можно снять шляпу перед премьер-министром, потому что попытки по улучшению работы бизнеса значительные и они заметные. Также, как и видно борьбу Минфина с Центробанком, как ЦБ пытается держать бизнес в более жестких рукавицах и чтобы он не сильно развивался, а Минфин пытается, наоборот, создать более лучшие условия для предпринимателей. Отмечу старания Минцифры. Но опять же, есть дисбаланс крупных и мелких игроков, о котором я говорил ранее, что может привести к тому что останутся только крупные компании, которые спокойно начнут поднимать стоимость на свои продукты и работать, как монополисты.

-Сергей, благодарю Вас, как всегда за очень открытое интервью.

После разговора с Сергеем Сергеевичем я отправила запрос в Минцифры, чтобы получить список-компаний и пока ждала ответ, нашла интересные, на мой взгляд, статьи, где авторы делятся своим опытом получения и не получения господдержки.

Например, Максим Кульгин рассказал про то, что подавал документы на два проекта в ФСИ — Фонд содействия инновациям: первый — система защиты от скликивания рекламы clickfraud.ru, второй — автономная CRM offlinecrm.ru. В итоге одобрили грант на первый проект и отказали на второй.

Тем временем в пресс-службе Минцифры мне ответили, что они не выделяют гранты, а занимаются этим Фонды. Список которых мне любезно был предоставлен, ссылки выше, для Вас, дорогие читатели, разместила.

Далее я отправила письменный запрос в Фонды, чтобы посмотреть самой и Вам показать список компаний, кому удалось преодолеть все административные барьеры и получить финансовую помощь.

Первым мне ответил Алексей Охрименко (Руководитель дирекции мониторинга реализации приоритетных проектов и программ поддержки субъектов МСП. АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»).

Пользуясь случаем отдельно хочу поблагодарить Алексея Викторовича за оперативность.

«Корпорация МСП как институт развития в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП) организует систему мер поддержки субъектов МСП в целом. При этом большинство наших мер поддержки направлены на широкий круг предпринимателей, не зависимо от их рода деятельности.

Информацию о получивших поддержку предпринимателях Корпорация МСП передает наряду с другими органами власти и организациями в единый реестр, который ведет ФНС России (www.rmsp-pp.nalog.ru).

В разделе «Поиск по реестру» данного сервиса Вы можете выбрать интересующие Вас виды деятельности (коды ОКВЭД) и осуществить поиск по ним.

IT-компании, как правило, используют коды 58-63 (Деятельность в области информации и связи). Также в форме поиска можно выбрать интересующую организацию, оказавшую поддержку, регион, период оказания поддержки и т.п.

Ника, из разговора с Вами выяснил, что Вас также интересуют сведения о грантах, налоговых льготах и преференциях для IT-отрасли.

Данную поддержку Корпорация МСП, к сожалению, не предоставляет – по этим вопросам рекомендуем обратиться в Минцифры России, ФНС России».

Как Вы уже знаете, дорогие читатели, с Минцифры я начала свой запрос, ответ из министерства получила быстро, но как раз Минцифры и перенаправили меня в Фонды.

Далее, если это можно считать ответом, то прилагаю скрин переписки с РФРИТ (Российского фонда развития информационных технологий ):

 

 

 

И совсем тихо оказалось со стороны Фонда Сколково. На мой запрос я получила следующий ответ (см. скрин):

 

На всякий случай перепроверила свои отправленные письма, запрос был повторно отправлен на новую почту, но ответа я так и не получила (на момент публикации данной статьи).

Однако, еще раз подчеркну, что все остальные Фонды и Минцифры оперативно предоставили информацию, хоть и не в таком развернутом ключе, как ожидала. Однако, ответ оказался более простым и он доступен для всех в открытом доступе. Более того не нужно вводить коды ОКВЭД и прочее. В-общем, все ответы, кто получил гранты, в каком размере и на что здесь.

На этом у меня всё. Жду ваши комментарии.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

 

click fraud detection