Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает, что из-за введения маркировки в сфере общепита с 1 сентября 2022 года бизнес начнет массово закрываться.
Свои опасения омбудсмен аргументировал следующими предположениями:
Как помочь бизнесу Титов тоже высказался. Необходимо предприятия общественного питания отнести к категории конечного потребителя и внесения соответствующих изменений в законодательство
Возражения ЦРПТ:
Как сообщает источник, в пресс-службе ЦРПТ заявили ТАСС, что считают опасения бизнес-омбудсмена «необоснованными».
«Ответственные предприятия общепита начали подготовку к вступлению в силу обязанности работы с маркированными товарами еще полгода назад. Впереди у участников рынка еще более полугода. ЦРПТ провел для бизнеса более 1 000 мероприятий и подготовил на сайте системы маркировки «Честный знак» комплексы обучающих материалов», — напомнили в центре.
В пресс-службе также отметили, что «доверительная приемка» — это один из путей, который был предложен бизнесу. Сейчас ей активно пользуется розничная торговля, особенно при работе с табачной продукцией. Для ресторанного бизнеса доступны бесплатные сервисы, которые полностью покрывают все потребности по работе с маркированными товарами. Это мобильное приложение «Честный Знак.Бизнес» и личный кабинет в системе маркировки с сервисом «ЭДО Лайт». Они были разработаны до начала маркировки в сегмента HoReCA, в них приемка товаров занимает не более пяти минут. При этом используются стандартные документы — универсальные передаточные документы (УПД). «Ресторанный бизнес и так сейчас их проверяет и заполняет. Процесс станет гораздо проще и перейдет полностью в цифровой формат», — уточнили в ЦРПТ.
Возражения Минпромторга:
Массового закрытия малых предприятий в сфере общественного питания из-за введения системы маркировки с сентября 2022 года не ожидается. Об этом сообщили в пятницу ТАСС в пресс-службе Минпромторга России.
«Учитывая проводимую всеми участниками системы маркировки работу, Минпромторг России не ожидает массового закрытия малых предприятий в сфере общепита по причине введения маркировки», — сказали в пресс-службе министерства в ответ на запрос ТАСС, комментируя обращение бизнес-омбудсмена. Там напомнили, что подготовка к введению требований об обязательной маркировке молочной продукции участниками оборота началась еще в ходе добровольного эксперимента, который проводился почти полтора года, с июля 2019 года.
Кроме того, для наиболее плавного перехода участников оборота, в частности субъектов звена HoReCa, к вступлению в силу требований правилами маркировки предусмотрен длительный переходный период в 20 месяцев (до 1 сентября 2022 года), в течение которого указанные хозяйствующие субъекты могут осуществить регистрацию в системе маркировки, осуществить настройку своих учетных систем и проводить обучение персонала работе с информационной системой маркировки. Вместе с тем, с 1 сентября 2022 года по 30 ноября 2023 года предусмотрен еще один дополнительный переходный период в 15 месяцев, в течение которого указанные участники оборота предоставляют в информационную систему сведения о приемке и выводе из оборота продукции только в разрезе количества и кода товара (объемно-артикульный учет). Требования о поэкземплярной прослеживаемости и предоставлении в информационную систему маркировки соответствующих сведений (о конкретных единицах продукции) субъектами HoReCa вступают в силу только с 1 декабря 2023 года, уточнили в министерстве. По экспертным оценкам, объем молочной продукции, реализуемый в сегменте HoReCa, составляет не менее 10% от всего объема рынка. С учетом проводимой Минпромторгом России совместно с уполномоченными ведомствами работы по расширению перечня пищевой продукции, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации, «объем реализуемой маркированной продукции в сегменте HoReCa станет еще больше».
«В этой связи, с точки зрения государственного регулирования, полное исключение такой значительной части рынка из контура маркировки и прослеживаемости представляется нецелесообразным», — сказали в пресс-службе.
В настоящее время Минпромторг России находится в активном диалоге с предпринимательским сообществом по данному вопросу и совместно с ООО «Оператор-ЦРПТ» (оператор системы маркировки) «осуществляет поиск наиболее комфортного для всех сторон решения, в том числе для субъектов малого бизнеса».
Минпромторгом России планируется проведение круглого стола по вопросам маркировки молочной продукции в сегменте HoReCa с участием представителей малого бизнеса.