Почему в России растут цены на продукты?

 Обсудить

Рост цен на продовольствие в России продолжается. Причем региональная специфика, которая ранее серьезно влияла на ситуацию в разных частях страны, сегодня уже не имеет такого значения. Основные факторы инфляции — макроэкономические.

По данным официальной статистики, в первой половине июля в среднем по РФ маргарин, молоко, сыры, макаронные изделия и пшеничная мука подорожали на 0,3 процента. Мороженая рыба, печенье, рис, гречневая крупа — на 0,2. Говядина и свинина, сосиски и сардельки, творог, соль, вермишель, хлеб и булочные изделия — на 0,1. Среднесуточный прирост цен с начала месяца был существенно выше, чем годом ранее.

По отдельным продуктам динамика более резкая. Так, в июне цены на подсолнечное масло в среднем по стране увеличились на полпроцента, на сахар-песок — на 0,8, на гречневую крупу — на 1,7. Широкий резонанс вызвало удорожание овощей: свеклы — на 58 процентов, моркови — на 37, картофеля — на 20, капусты — на 14. Вместе с тем огурцы подешевели на 22 процента, помидоры — на 16, чеснок — на четыре, зелень и грибы — на 2,7 и 2,2 соответственно. Куриные яйца, к слову, потеряли в цене целых 12 процентов.

Картина по регионам неоднородна. Например, подсолнечное масло почти в 40 субъектах РФ подорожало в июне незначительно, а в восьми — довольно сильно (прибавка составила от двух до семи процентов). Где-то цены не изменились, где-то снизились. Гречка подорожала почти везде. Наибольший рост цен на продукты питания в начале лета был зафиксирован в Тверской области — на 2,5 процента. В Москве, для сравнения, на 0,7 процента.

В странах с большой территорией различия в уровне цен на продукты определяются несколькими факторами. Местоположение и природно-климатические условия региона диктуют уровень расходов на хранение и транспортировку продовольствия. Важную роль играет специализация местной экономики. Там, где есть условия для развития АПК, цены на продукты (особенно социально значимые) обычно ниже. На Северо-Западе, в Сибири, на Дальнем Востоке — напротив, выше. Кроме того, покупательная способность населения влияет на экономическую доступность продовольствия. В «богатых» регионах уровень цен при прочих равных будет выше, чем в «бедных».

Однако сегодня влияние региональных факторов ценообразования во многом нивелировано факторами макроэкономическими. Важнейшие из них — это инфляционные процессы в России; ослабление рубля, которое негативно сказывается на себестоимости сельхозпродукции (так как аграрии вынуждены приобретать импортную технику); рост цен на удобрения; карантинные ограничения, которые спровоцировали дефицит иностранной рабочей силы, востребованной для сбора и первичной сортировки урожая.

Эти и другие обстоятельства привели к тому, что в первой половине 2021 года схожая динамика цен на базовые продукты питания отмечалась в регионах с разным расположением, климатом, уровнем социально-экономического развития и благосостояния населения.

Так, максимальный рост цен на продукты питания за полугодие — на уровне 20 процентов — был отмечен в Пензенской и Рязанской, Липецкой и Воронежской, Калужской и Нижегородской областях, Северной Осетии и Чувашии, Кабардино-Балкарии и Марий Эл. В первых двух регионах столь стремительный рост цен может быть обусловлен эффектом низкой базы. Продовольствие там изначально было дешевле, чем в среднем по стране.

Очевидно, в краткосрочной перспективе такая динамика сохранится. По отдельным продуктам питания цены останутся стабильными. Этому способствует, в частности, запрет на экспорт гречихи и крупы из нее, действующий до 31 августа, и соглашение о заморозке цен на подсолнечное масло до 1 октября 2021 года. Ближе к осени следует ожидать сезонного снижения цен на отечественные овощи и фрукты.

Понятны опасения населения относительно того, что после снятия государственных ограничений начнется рост цен на отдельные продукты. Представляется, эти опасения завышены. В частности, после 1 сентября, когда будет снят запрет на вывоз гречихи и крупы из нее, активная фаза экспортной компании завершится и начнется период сбора нового урожая — который, по мнению аграриев, должен быть относительно высоким. Оба фактора, скорее всего, будут стабилизировать цены — даже если в сентябре возникнет ажиотажный спрос на гречку, как в первые месяцы прошлогоднего карантина.

Много дискуссий вызывает вопрос: может ли привести к удорожанию продовольствия усиление соцподдержки отдельных категорий граждан — в первую очередь, выплаты семьям с несовершеннолетними детьми и индексация пенсий? Рост социальных выплат — это «классический» фактор повышения совокупного спроса. Но даже если предположить, что все полученные деньги люди потратят на еду (что маловероятно), скачку цен будет препятствовать традиционное удешевление отечественных продуктов питания в августе — сентябре. Вместе с тем следует ожидать общего повышения уровня цен в масштабах национальной экономики. Это требует выработки механизмов для защиты наиболее нуждающихся слоев населения.

Вероятнее всего, в ближайшие месяцы наибольшее влияние на ситуацию продолжат оказывать макроэкономические факторы. В частности, планы правительства России относительно размера экспортных пошлин на продовольствие, а также приоритеты госполитики в отношении ценообразования на социально значимые продукты питания и объемов соцподдержки.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Источник: DairyNews.ru 

[anycomment]

Оставить ответ