Дмитрий Востриков о проблемах раздробленности вет. надзора — Меркурий Россельхознадзор

Дмитрий Востриков о проблемах раздробленности вет. надзора

 Обсудить

Что привело к раздробленности ветеринарного надзора и для чего необходима единая система федерального вет. надзора рассказал Дмитрий Востриков, исполнительный директор Ассоциации «Руспродсоюз».

«Руспродсоюз выступает за введение единой системы федерального ветеринарного надзора. Для рынка это большой плюс, ведь унифицированные правила освободят его от проблем, связанных с разными стандартами работы «на местах», различным пониманием и толкованием тех или иных норм. Ранее ветеринарные службы в регионах сами устанавливали планы противоэпизоотических мероприятий, сами оценивали их выполнение, сами принимали решения о вакцинации при выявлении заболеваний животных. Разные объемы бюджетирования региональных ветслужб, разные уровни оснащения лабораторий в итоге привели к раздробленности системы в целом, вплоть до того, что по одним и тем же исследованиям в разных регионах можно получить различные данные. На наш взгляд, федеральный контроль за работой ветеринарных служб субъектов позволит улучшить эпизоотическую обстановку в стране и сократить возможные риски, а это в свою очередь положительно отразится не только на экономике предприятий, но и на здоровье потребителей», — заключил Дмитрий Востриков.

Напомним, что на прошлой неделе Правительство РФ на заседании одобрило законопроекты, которые предусматривают передачу на федеральный уровень полномочий в сфере ветеринарного надзора, и приняло решение внести их в Госдуму в установленном порядке. Как сообщается на сайте правительства, цель документов — исключить дублирование надзорных полномочий разными уровнями власти, создать более чёткую вертикаль и закрепить единообразие действий при государственном ветеринарном надзоре. Законопроекты предусматривают упразднение регионального государственного ветеринарного надзора и осуществление государственного ветеринарного надзора в полном объёме на федеральном уровне. Полномочия по государственному ветеринарному надзору в полном объёме закрепляются за Россельхознадзором.

Как сообщалось, проекты законов «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора» и «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам совершенствования осуществления федерального государственного ветеринарного надзора» подготовлены Минсельхозом во исполнение поручения президента РФ по итогам рабочей поездки в Краснодарский край 12 марта 2018 года.

По результатам проведённого Россельхознадзором мониторинга в деятельности государственной ветеринарной службы субъектов Федерации выявлен ряд проблем.

«Совмещение функций по оказанию платных ветеринарных услуг и осуществлению регионального государственного ветеринарного надзора негативно сказывается на объективности результатов контрольно-надзорной деятельности в отношении поднадзорных объектов. В частности, Россельхознадзором выявляются факты сокрытия очагов заразных болезней животных и несвоевременное исключение из оборота животноводческой продукции, опасной в ветеринарно-санитарном отношении», — говорится в сообщении.

Кроме того, отсутствие централизованного контроля и единого регулирования деятельности государственной ветеринарной службы субъектов Федерации, отсутствие единообразия в нормативно-правовых актах регионов, в финансировании деятельности ветеринарных служб, а также в структуре уполномоченных в области ветеринарии региональных органов исполнительной власти привели к разобщённости государственных ветеринарных служб субъектов Федерации. В результате применение скоординированных мер по предотвращению распространения заразных болезней животных на всей территории страны стало затруднительным. Из-за отсутствия единой вертикали управления в большинстве регионов инфраструктура ветеринарных служб ухудшается. Особенно это касается лабораторной базы, которая не позволяет на современном уровне и в полном объёме проводить исследования по всему спектру возможных биологических и химических угроз. Негативным фактором также является невозможность проверить объективность принятых на региональном уровне мер и решений. Отсутствие оперативности в проведении противоэпизоотических мероприятий в неблагополучных пунктах и угрожаемых зонах негативно отражается на эпизоотической ситуации по всей стране. Отсутствие контроля за перемещением подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров между субъектами Федерации влечёт за собой распространение заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных. В ряде регионов уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти лишены самостоятельности и входят в состав других органов власти.

Следствием этого является то, что ветеринарные службы не располагают независимостью в том объёме, который необходим для решения стоящих перед ними задач, и принятие решений, имеющих экономические последствия для регионов, затягивается. Законопроект также предлагает установить запрет на обратную передачу полномочий по госветнадзору региональным органам власти.

В КоАп РФ предлагается внести корреспондирующие изменения: исключить из него нормы, касающиеся регионального ветеринарного надзора, вместо понятия «государственный ветеринарный надзор» будет использоваться понятие «федеральный государственный ветеринарный надзор». Как сообщалось, надзорные полномочия были переданы на региональный уровень в ходе административной реформы 2004-2005 годов.

Ника Виноградова
Источник: Руспродсоюз

WordPress Appliance - Powered by TurnKey Linux