ЕАЭС против маркировки молочной продукции — Меркурий Россельхознадзор

ЕАЭС против маркировки молочной продукции

 Обсудить

Деловой совет ЕАЭС просит ЕЭК признать неприемлемым введение маркировки молочной продукции в рамках Союза, в том числе в государствах-членах ЕАЭС, и принять соответствующее решение на предстоящем заседании совета ЕЭК 10 июля, на котором планируется рассмотреть уведомление РФ о намерении ввести маркировку молочной продукции с января 2021 года.

Он также считает необходимым исключить возможность одностороннего введения маркировки отдельными странами Союза.

Просьба изложена в письме Делового совета (имеется в распоряжении «Интерфакса») на имя председателя коллегии ЕЭК Михаила Мясниковича.

Совет отмечает, что производители и переработчики молочной продукции государств-членов ЕАЭС (Белорусский агропромышленный союз, Молочный союз Казахстана, Национальный союз производителей молока России (Союзмолоко) и производители молока и молочной продукции Кыргызстана) обеспокоены инициативой о маркировке и считают эту меру нецелесообразной. Это подтверждается их многочисленными обращениями в адрес ЕЭК, правительств, а также национальных союзов предпринимателей государств-членов ЕАЭС.

«В первую очередь такая обеспокоенность объясняется тем, что молочная продукция относится к скоропортящейся и не является контрафактной. Для обеспечения ее безопасности и прослеживаемости на сегодняшний день уже применяются такие инструменты, как ветеринарный сертификат и электронные счета-фактуры, — говорится в письме. — С учетом того, что молочная продукция относится к социально значимым товарам повышенного спроса, в нынешних условиях кризиса недопустимо повышение цен на данную категорию товаров, связанных с затратами на маркировку».

По расчетам Союзмолоко, приведенным в документе, введение обязательной маркировки молочной продукции потребует единовременных капитальных затрат производителей молочной продукции России в размере не менее 26 млрд рублей, ежегодные операционные расходы составят около 35 млрд рублей. По предварительным расчетам Молочного союза Казахстана, ежегодные затраты на внедрение маркировки молочной продукции в республике (с учетом затрат на коды маркировки и оборудование) составят порядка 4,3 млрд тенге (при стоимости кода маркировки в 3 тенге). Ориентировочные расходы на техническое перевооружение производственных линий белорусских молокоперерабатывающих предприятий для нанесения кодов маркировки, по предварительным оценкам, составят 41,4 млн белорусских рублей. Кроме того, ежегодные затраты на приобретение и нанесение кодов маркировки составят от 63 млн до 102,4 млн белорусских рублей. По оценкам белорусского бизнеса, рост цен на молочную продукцию в связи с введением ее маркировки составит до 9 %.

В письме напоминается, что в феврале 2018 года было подписано соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС, которое вступило в силу 29 марта 2019 года. При его принятии государства-члены ЕАЭС исходили из принципа целесообразности и соблюдения баланса интересов государства и бизнеса. Предполагалось, что введение маркировки будет распространяться в первую очередь на дорогостоящие, наиболее часто вовлекаемые в нелегальный оборот товары.

Соглашение позволяет членам ЕАЭС в одностороннем порядке вводить на своей территории маркировку отдельных товаров, вне зависимости от оценок и позиций других государств-членов ЕАЭС. «Существующая практика принятия таких решений в ЕАЭС показывает, что остальные государства-члены ЕАЭС вынуждены вводить на своих территориях аналогичную маркировку для исключения сбоев во взаимной торговле со страной-инициатором и защиты своего рынка от немаркированной продукции. При этом при принятии решений странами Союза и Евразийской экономической комиссией не проводится должный анализ и оценка экономической целесообразности и необходимости введения маркировки в отношении отдельного товара», — говорится в письме.

Деловой совет также просит ЕЭК с участием бизнес-сообщества стран ЕАЭС пересмотреть подходы к введению маркировки отдельными государствами-членами ЕАЭС с учетом принципа равной выгоды для всех стран. В частности, предлагается исключить из соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС норм о возможности одностороннего введения маркировки отдельными странами и наделить комиссию полномочиями по проведению анализа и оценки влияния маркировки отдельных товаров во взаимной торговле в рамках ЕАЭС.

Как сообщалось, эксперимент по маркировке молочной продукции, начавшийся в РФ 15 июля 2019 года, будет продолжаться до 31 декабря 2020 года. Срок введения обязательной маркировки молочных продуктов — 20 января 2021 года. Отдельные категории молочной продукции, на которые распространяется это решение, будут определены по результатам оценки результатов эксперимента.

В настоящее время также идет эксперимент по маркировке упакованной питьевой, в том числе и минеральной, воды.

Оператором системы маркировки является ЦРПТ — совместное предприятие USM Алишера Усманова («ЮэСэМ Технологии», 50%), ГК «Ростех» (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» Александра Галицкого (25%).

С уважением к Вашему делу, Ника Черемухина

Источник: Интерфакс