На что потратить 5 млн руб. — на маркировку или новый завод? — Меркурий Россельхознадзор

На что потратить 5 млн руб. — на маркировку или новый завод?

 Обсудить

Управляющий партнер МЗ УВАРОВСКИЙ Юлия Осипова рассказала, что вместе с коллегами рассмотрели коммерческое предложение по маркировочному оборудованию специализированной компании для предприятия, осуществляющего выпуск сливочного масла в кашированной фольге. Выводы неутешительные.

Для осуществления маркировки продукта, упакованного в кашированную фольгу, на простом фасовочном оборудовании стоимостью от 500 000 руб. (б/у) до 1 млн. рублей потребуется несколько узлов:

Узел нанесения Data Matrix кода на одну фасовочную линию и узел агрегации групповой упаковки.

Ручное нанесение этикеток с кодом, как в случае с обувью, исключается в виду того, что такое нанесение возможно только после расфасовки продукта. Но ни нанесение сразу после фасовочного станка, ни нанесение после охлаждения продукта в холодильной камере не представляются возможными в виду мягкости продукта в первом случае и образовании конденсата во втором. Также при ручном нанесении необходимо распечатать сразу все коды на бабину с этикетками, что исключают другие способы нанесения марки.

УЗЕЛ НАНЕСЕНИЯ КОДА

Узел нанесения кода состоит из двух элементов: принтер и верификационная камера.

Принтер встраивается в фасовочный автомат и наносит код сразу после выхода пачки из станка. Верификационная камера проверяет качество нанесения кода.

Напомним, что размер кода, установленный Методическими рекомендациями, должен быть в пределах от 6 мм до 1,48 см.

Нанесение может производиться двумя способами на выбор: лазерный или термотрансферный.

Лазерная печать:

  • возможна только на пачку с продуктом после его выхода из фасовочного станка
  • совсем не требует расходных материалов
  • очень сложна в калибровке
  • стоит значительно дороже термотрансферного способа (более 2 млн. рублей).

Термотрансферная печать:

  • возможна только на пачку с продуктом после его выхода из фасовочного станка
  • не требует идеально ровной печатной поверхности, но пачка должна всегда выходить из станка в одном и том же положении (не переворачиваться)
  • наносит код с расстояния 2-8 мм
  • требует расходные материалы: картриджа стоимостью около 120 долларов хватит примерно на 20 000 кодов. В случае с упаковкой сливочного масла в пачки по 200 г – это 20 тысяч пачек или 4 тонны готового продукта.
  • стандартный размер печатающей головы термотрансферного принтера – 1,25 см. Чем меньше размер кода, тем дороже принтер. Такой принтер не способен нанести код размером 6 мм.
  • стоимость около 1,5 млн. руб.

Компании предлагают стандартный оптимальный интеграционный набор для печати на кашированной фольге, состоящий из термотрансферного принтера и верификационной камеры, на один фасовочный станок минимальной стоимостью 2,5 млн. рублей.

Несмотря на заявления ЦРПТ о готовности производителей печатать коды маркировки в обычной типографии непосредственно на фольгу, профессионалы из этой области заявляют, что невозможно отпечатать в типографии переменные данные.

Это может делать только оборудование HP-Indigo стоимостью от 1 млн. евро, которым должна быть оснащена типография. Такое оборудование имеют 2-3 типографии в России.

Типографская установка HP-Indigo, способная печатать переменные Data Matrix коды.
Типографская установка HP-Indigo, способная печатать переменные Data Matrix коды.

Почему не выгодно и неудобно наносить коды до расфасовки продукта в фольгу?

Ввиду возможной значительной отбраковки кодов по причине работы самого станка, персонала и прочих технических ситуаций. Это означает, что нанесенный и оплаченный код будет отправлен в урну.

УЗЕЛ АГРЕГАЦИИ

Согласно методическим рекомендациям по маркировке молочной продукции, каждая единица продукции должна иметь свой индивидуальный серийный номер. Для агрегирования пачек в коробку необходимо указать, какие именно индивидуальные серийные номера попадут в эту коробку.

Очевидно, что в производственном процессе ручное сканирование и агрегирование таких коробок сложны, трудоемки и содержат в себе высокие риски ошибок из-за человеческого фактора. Также для этих целей требуется дополнительный сотрудник в бригаде. Однако существует способ ручного терминала по сбору данных с мобильным приложением для Android.

Предлагаемое оборудование для полуавтоматического агрегирования групповой упаковки содержит в себе специальную подвижную смарт-камеру, которая устанавливается при необходимости послойной укладки пачек на подъемный козырек. Предварительно камера программируется на требуемое количество пачек и слоев в коробке.

Работа с ней происходит по следующей технологии:

  • Оператор укладывает первый слой пачек.
  • Камера, установленная над коробкой, направленная вниз, сканирует полностью слой и подсвечивает на экране красным пачки с нечитаемыми кодами или недостаток количества.
  • При исправлении оператором ошибки, камера переходит к ожиданию укладки следующего слоя.
  • При завершении укладки и подтверждении камерой считываемости всех кодов, она распечатывает на принтере (покупается отдельно) марку для групповой упаковки.

Такая технология агрегации групповой упаковки предусматривает размещение белого поля под Data Matrix код на лицевой стороне упаковки, поскольку пачка укладывается лицом вверх. Согласно требованиям законодательства такой код должен быть контрастным и напечатан белым на черном фоне или черным на белом фоне.

Средний размер печатного поля для пачки масла 7 см х 10 см. Белый квадрат размером 1,25 см х 1,25 см – достаточно крупный элемент, который придется вписывать в дизайн упаковки.

Таким образом комплект оборудования для агрегации групповой упаковки состоит из смарт-камеры стоимостью от 800 000 до 2 000 000 руб., стола и термотрансферного принтера для групповой упаковки (стоимость около 1,5 млн. руб).

Для одной фасовочной линии комплект из двух узлов (печати и агрегации групповой упаковки) обойдется в сумму порядка 4,5-5 млн. рублей.

Отдельно стоящая маркировочная линия обойдется в 14-15 млн рублей. Такие запросы поступают от крупных предприятий, не готовых к сложной модернизации фасовочных линий и имеющих возможность получить кредитование. Отметим, что малому бизнесу кредитование и государственная поддержка в настоящее время не доступны.

Справочно о проблемах малого бизнеса.

Малый бизнес очень часто сталкивается с чрезмерным давлением со стороны контролирующих органов, частыми проверками; со стороны банков в большинстве случае получает отказ не только в финансировании, но и в открытии расчетных счетов (даже со стороны Сбербанка); со стороны фискальных органов — проверки, давление и даже отказы в регистрации по месту нахождения и пр., со стороны электросетей — авансовые платежи строго по графику с демонстрационными выездами на отключения без оплаты аванса и т.д.

Другая сторона финансового вопроса — оплата кодов маркировки.

Как оплачивать коды (авансом или по факту) пока не знают даже продавцы и производители обуви. Тем не менее, в виду необходимости покупки кодов, их высокой стоимости и серьезной экономической нагрузки на предприятия, имеющие большой ассортимент расфасованных молочных продуктов, вопрос аванса или задолженностей за оплату кодов маркировки может встать весьма остро. Поскольку оператор маркировки это обычное Общество с ограниченной ответственностью, будет ли оно открывать кредитную линию? Блокировать выдачу кодов за неуплату? Продавать права требования коллекторам? Блокировать счета через приставов? Банкротить компании в конце концов?

Лирическое отступление.

Куда может потратить 5 миллионов рублей мелкий производитель, осуществляющий выпуск продукции на одном фасовочном станке?

Можно полностью оснастить приемку молока. Можно купить высокоскоростную фасовочную линию для увеличения мощностей предприятия. Можно купить дополнительное технологическое оборудование (котлы для увеличения пара, чиллеры для качественного охлаждения технической воды, полностью автоматическую CIP-мойку, дополнительные емкости и так далее) – и все перечисленное в скобках входит в 5 миллионов рублей. И ведь еще останется. Однако, потратив 5 миллионов на оборудование, производитель сможет эффективно нарастить свои мощности, модернизировать и оптимизировать свои технологические процессы, а значит улучшить свое экономическое положение и вырасти.

В конце концов, положив руку на сердце, за 5 млн. можно купить еще один завод. Пусть и без толкового оборудования, но лежала бы к делу душа.

Наивно думать, что маркировку вводят лишь с целью заработать государству, а по факту одному известному Обществу с ограниченной ответственностью «ЦРПТ». Справедливо думать, что существуют и иные глубинные цели, как то: сделать возможность работы на рынке молочной продукции платной. То есть, чтобы работать, надо оплатить весьма недешевый входной билет в виде стоимости маркировочного оборудования. Это будет серьезным фильтром на «вход» и указанием на «выход» большинству мелких производителей и розничных торговых точек.

Ника Черемухина

Источник: zen.yandex.ru