Почему недостачи лучше, чем излишки при инвентаризации #потусторонняя жизнь за прилавком — Меркурий Россельхознадзор

Почему недостачи лучше, чем излишки при инвентаризации #потусторонняя жизнь за прилавком

 Обсудить

Авторский цикл статей. Часть 3.

 Сегодня мы разберем причины и ответим на вопросы: почему появляется недостача и излишки, что делать и почему излишки не менее головная боль, чем недостатки.

Здравствуйте, дорогие читатели. Прежде чем начать новую тему, хочу Вас поблагодарить за обратную связь, за ваши рассказы про нелегкую работу продавца. В одной из следующих статей я обязательно включу ваши дополнения, ведь без ваших историй это была бы только теория, а нас интересует практика без цензуры и прикрас. Все статьи собраны из реальных историй, которые происходят каждый день. И напомню адрес редакции nika@aspcom.ru куда вы можете присылать свои письма, пожелания, рассказы и возможно жалобы. Мы все читаем и по необходимости публикуем.

Теперь настало время инвентаризации и полный ее разбор.

Вы же помните, что есть инвентаризация плановая и внеплановая. Угадайте, какую не любят больше продавцы? Честно, я не завидую тем, у кого инвентаризация проходит ежедневно, еженедельно, ежемесячно. И можно назвать счастливчиками тех, кого проверяют лишь раз в год.

Между тем излишки, выявленные в процессе любой инвентаризации — это настоящая проблема для бухгалтера. С недостачами проще потому, что их покрывают материально ответственные лица, либо недостача списывается по соответствующим счетам как финансовые результаты.Об этом мы еще чуть позже поговорим более детально. Излишки же приходится проводить и отображать правильно.

ПРИЧИНЫ ИЗЛИШНИХ ТОВАРОВ:

  1. Предыдущая инвентаризация проведена с ошибками.
  2. Поставщик поставил больше единиц товаров, чем указано в документах.
  3. Экономия на расходных средствах.
  4. Ошибки при продаже товаров. При этом по одной позиции будет излишек, по другой недостача. Подобное будет происходить при случайной замене одной позиции на другую.
  5. По поступающим товарам не ведется учет.

При выявлении излишков в проводках они выглядят как внереализационные доходы. Как раз тут нужна цена по накладной или рыночная стоимость. Случается, что в излишек попадает много товаров одного наименования, а документального подтверждения цены нет. В таком случае рационально обратиться к помощи независимого оценщика для определения их стоимости.А вот домой забирать «лишний товар» не рекомендуем. Только руководство решает как их использовать: в производственных целях или реализовываться. В последнем случае с них удастся получить доход. Касательно продажи обнаруженных излишков никаких особенностей нет. Но важно их реализовывать по определенной ранее цене. Это поможет исключить неприятности с налоговой.

 НАКАЗАНИЕ ПРИ НЕДОСТАЧЕ
 

Если Вы наемный сотрудник, то при выявленной недостаче есть ряд правомерных действий, которые могут быть применимы по отношению к вам. Конечно мы желаем вам работать без происшествий, но как говорится — предупрежден, значит вооружен, а незнание не освободит вас от следующих действий начальника:

  1. Потребовать от вас объяснительную по поводу выявленной недостачи.
  2. Если выявлена вина продавца, либо имеется ответственность по коллективному договору о материальной ответственности, то недостача, которая не подлежит списанию, может вычитаться и зарплаты. В первом случае в полной сумме, во втором — в определенном проценте. Процентные вычеты, превышающие 20% устанавливаются только в суде.
  3. Взыскать с работников недостачу. Сделать это можно только в течение месяца с момента вынесения результатов инвентаризации. После этого срока взыскание можно применить только в судебном порядке. распоряжение о взыскании работодатель может дать в размере, не превышающем среднемесячную зарплату. Если необходимо взыскать сумму в больших размерах, то сделать это можно только через суд.
  4. Суммы, взимаемые с работников, не должны превышать их должностной оклад. Однако, в случае необходимости, по решению суда возможно и превышение.

Нередко именно инвентаризация служит причиной увольнения работников и текучки кадров. Да, бывает умышленно продавец создает недостачу. Каким образом? Вот некоторые пункты.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ БЕЗ НАКАЗАНИЯ

Как сотрудник может украсть товар, чтобы образовалась недостача:

  1. Элементарно взять продукцию себе и свалить все на покупателей, приемщиков или других сотрудников.
  2. Оформить фиктивный возврат. Такие приемы осуществляются с привлечением третьих лиц.
  3. Продать товар мимо кассы: принять наличную оплату, отдать единицу товара, но не проводить сделку через кассовый аппарат.
  4. Взять из кассы денежные средства.
  5. Продать больше товара, чем указано в чеке. Такие приемы тоже проводятся с привлечением подставных покупателей — соучастников нечестного продавца.
  6. Прихватить с собой часть товара или средств из кассы во время увольнения. Один из самых сложных случаев. При таком раскладе ни денег, ни продавца, скорее всего, уже не найти.

А вот один случай, который мне рассказала владелица магазина постельного белья. Бизнес у Ирины был уже много лет и продажи в магазине она четко контролировала, могла с точностью сделать прогноз в каком месяце сколько составит выручка. Продавцы тоже работали давно и в них она была уверена, но для дополнительной гарантии, она на каждого продавца оформила потребительский кредит в размере 150 тыс. рублей, который сама же исправно платила, но каждый работник знал, что если он захочет сделать пакость, то на него лягут кредитные выплаты и поэтому дисциплина в магазине была строгая. Однако, хитрость продавца все-таки взяла верх и стала падать выручка. Ирина несколько месяцев не могла понять в чем же дело? Покупатели в магазине каждый день, товар с избытком, а продаж фактических нет. Оказывается продавец купила идентичный товар, как у хозяйки и стала продавать свой товар. Длилась история несколько месяцев. Ирина не догадывалась, что платит дорогостоящую аренду уже не за свой бизнес, а за чужой. В итоге установив видеокамеры удалось разоблачить обманщицу, ну а что с ней было дальше вы уже наверное и сами догадались. Вот такая не придуманная история.

Однако, часто бывает и так что продавец не ворует, а недостача все равно есть каждый месяц. Почему? Один из вариантов если при приемке никто ничего не считает, не взвешивает и не проверяет документы, недостачи не избежать. Во-первых, сами поставщики могут неправильно скомплектовать заказ и что-то не доложить. Во-вторых, на честность снабженцев приходится рассчитывать не всегда. Если кладовщики и ответственные лица подходят к работе спустя рукава, недостача гарантирована.

Также в продуктовых магазинах и торговых точках, имеющих дело со сроками годности недостача частое явление. Нередко половина продукции списывается, даже не доходя до прилавка. Особенно это касается скоропортящихся товаров: молочки, хлебобулочных изделий, полуфабрикатов. Недостача возникает именно по этой причине: товар закуплен, но не продан, а значит недополучена выручка.

В отличие от предыдущих случаев здесь речь идет о системной ошибке и искать конкретных виновных бессмысленно. Нужно оптимизировать закупки, хранение и реализацию.

А еще бывает, что недостача образуется из-за неправильной работы склада. Можно недосчитаться товара только потому, что его не нашли. Что и где лежит, в каком количестве перемещается на витрины и где хранится, никто толком не знает. Такой подход далеко не редкость, особенно в небольших розничных магазинах.

Есть что добавить? Пишите в комментариях. А в следующий раз мы поговорим как тайный покупатель может подставить весь персонал. Также впереди у нас темы про эффективность видеонаблюдения в магазинах, имеет ли смысл ставить камеры и многое другое. Надеюсь, что вы уже подписаны на наши новости и первыми прочитаете свежий материал.

С уважением к Вашему делу, Ника Черемухина

WordPress Appliance - Powered by TurnKey Linux