Сергей Данкверт о предстоящей маркировке — мнение эксперта — Меркурий Россельхознадзор

Сергей Данкверт о предстоящей маркировке — мнение эксперта

 Обсудить

Сергей Данкверт Руководитель РСХН в интервью РГ рассказал, что технически Меркурий готов к интеграции с маркировкой.

Одна из главных тем конца прошлого года — обсуждение введения маркировки отдельных продуктов питания. Руководители почти всех отраслевых ассоциаций выступили против этой меры. Неужели системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» для подтверждения качества продуктов недостаточно?

Сергей Данкверт: Есть решения, принятые правительством. Мы должны их выполнять. В данном случае интегрировать систему маркировки с «Меркурием». Технически это возможно. Дальше государство должно оценить эффект от введения этой меры.

Однако при той свободе, которая сегодня дана бизнесу, возникает вопрос: а где налоги от того, что продано? Нет законов, которые бы ограничивали производство фальсификата. Поэтому наведение порядка и ужесточение мер, считаю, пойдет на пользу.

Но только выявления фальсификата и контрафакта недостаточно. Свои оценки относительно такой продукции должны давать министерство экономического развития и минздрав.

У минздрава сегодня столько разных задач…

Сергей Данкверт: Я понимаю. Но во всех цивилизованных странах нормы по безопасности еды должны устанавливать министерство здравоохранения, его институты. Сейчас ситуация такая, что эти нормы сами устанавливают надзиратели и сами же их проверяют, что я считаю ненормальным.

В минсельхозе не исключают, что главный товар российского агроэкспорта — зерно — тоже может войти в систему электронной сертификации Россельхознадзора. В каком виде?

Сергей Данкверт: Да, это возможно. Если мы хотим сохранять и укреплять свои позиции крупнейшего экспортера зерновых, то должны гарантировать зарубежным покупателям качество и безопасность этой продукции.

Параллельно с системой электронной сертификации животноводческой продукции «Меркурий» мы создали систему фитосанитарной сертификации «Аргус-Фито». Через нее проходит большой объем растениеводческой продукции.

Понимали, что наступит время, когда мы будем не только зерно, но и семена свои, и посадочный картофель экспортировать.

Да, но пока, как говорит председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, мы даже семена укропа импортируем.

Сергей Данкверт: Валентина Ивановна права. Пока, к сожалению, даже капуста белокочанная и та из импортных семян. Вы как хозяйка, кстати, можете легко вычислить зарубежное происхождение капусты при ее засолке. Капуста, выращенная из голландских семян, не дает сок. Хотя в отличие от русской долго хранится.

По свежим данным ЦРПТ предоставленным нашей редакции сегодня к пилоту по маркировке молочной продукции подключились уже более 450 участников — это как крупнейшие и средние производители, так и фермеры, дистрибьюторы и розница.

ЦРПТ обследовал производства всех типов, производителям уже выдано 129 тыс. кодов маркировки для отработки внутренних процессов.

Каждая компания сама для себя выбирает, где наносить маркировку — сразу в момент производства упаковки в типографии или оснащать печатающим оборудованием линии на своей фабрике. В первом случае нанесение кода обойдётся примерно в 1/10 копейки, во втором — примерно в 4 копейки на единицу продукции.

ЦРПТ, являясь оператором проекта и стремясь создать каждой отрасли комфортные условия для подготовки к маркировке, самостоятельно провёл работу с интеграторами и поставщиками решений и оборудования, работающими на рынке. На сайте Честный ЗНАК размещен список из 39 интеграторов, работающих с маркировкой, с указанием регионов. Они покрывают все регионы страны. Обращаем внимание, что с интеграторами производители далее работают напрямую.

Также на сайте опубликованы контакты по вопросам нанесения DataMatrix в типографии — как для производителей молочной продукции, так и для типографий, желающих присоединиться к проекту и наладить печать DataMatrix для своих клиентов.

Если говорить о максимальной стоимости внедрения маркировки для различных производителей, решивших маркировать прямо на производстве (это самый дорогой способ).

Для малых предприятий с объемом переработки до 10 тонн молока в сутки это от 15 тыс. рублей до 35 тыс. рублей – в зависимости от необходимой производительности принтера этикеток.

Для средних предприятий с объемом переработки от 10 до 100 тонн молока в сутки решение будет стоить от 150 тыс. рублей за камеру технического зрения, если производитель заказывает печать DataMatrix в типографии. Возможны и более бюджетные решения, но с ограниченным функционалом. При нанесении маркировки на производстве, решение может стоить до 500 тыс. рублей за промышленный принтер, камеру технического зрения и оборудование агрегации.

Для самых крупных предприятий с объемом переработки более 100 тонн молока в сутки интеграция маркировки может стоить в среднем 1 млн. рублей за весь комплект необходимого оборудования, включая промышленный принтер, камеры технического зрения и оборудование агрегации.

Напоминаем, что если производитель заказывает печать DataMatrix в типографии, ему не требуется оборудования по нанесению кода на производстве.

На рынке есть большое количество поставщиков оборудования. Например, по техническому зрению, на рынке представлено более 10 производителей: Omron, Cognex, Pepperl + Fuchs, Baumer, Datalogic, Teledynedalsa, Panasonic, Balluff GmbH, Rilco, SensoPart, Cmosis.

На рынке РФ представлены 5 производителей оборудования по нанесению: Domino, VideoJet, Linx Printing Technologies Ltd. (Linx), Markem Imaje, BestCode.

Ни один из перечисленных способов — печатать кода заранее в типографии или в прямо на линии момент производства продукции — не сказывается отрицательно на цене для конечного потребителя. За последние 15 лет цена на молочную продукцию для покупателей выросла на 30-79%, при этом внедрение маркировки позволит остановить этот тренд и сократить стоимость на 3,5%, а легальным компаниям заработать 46 млрд дополнительной прибыли.

Напомним, что эти цифры предоставлены нам пресс-службой ЦРПТ.

Ника Черемухина