Интервью с Людмилой Маницкой о поддержке бизнеса

Интервью с Людмилой Маницкой о поддержке бизнеса

 Обсудить

Сколько потребуется времени на восстановление бизнеса и какие необходимо принять меры в помощи предпринимателям, кто решит продолжить дело после пандемии? Отвечает Людмила Маницкая, председатель совета Молочного союза России, кандидат экономических наук.

Молочники стараются сдерживать цены на продукцию, несмотря на рост ее себестоимости и потерю серьезного рынка – кафе, ресторанов и отелей, закрытых из-за режима самоизоляции, рассказала в интервью изданию «Ветеринария и жизнь» председатель совета Молочного союза России, кандидат экономических наук Людмила Маницкая.

Велики затраты предприятий на защитные меры и дезинфекцию.

В непростых экономических условиях отрасль, как никогда, нуждается в господдержке, уверена Людмила Маницкая.

Людмила Николаевна, как вы оцениваете план Роспотребнадзора по постепенному возвращению предприятий общепита к работе? Как быстро это позволит молочной отрасли вернуть утраченный рынок сбыта?

Людмила Маницкая: Рекомендации Роспотребнадзора направлены на сдерживание эпидемии. И, конечно, по ним выход на прежние объемы обеспечения HoReCa, с учетом ограничения общепита по площади, потоку посетителей и другим факторам, состоится далеко не завтра.

Не зная сроков окончания ограничительных мер, могу лишь предположить, что на то, чтобы вернуть потерянные рынки, уже после отмены ограничений, уйдет год и даже больше. Потребуется немало времени и сил для возвращения молочной отрасли к докризисному периоду.

На одном из совещаний я приводила пример: для производства одного миллиона тонн сырого молока необходимо порядка 80 миллиардов рублей. По данным Минсельхоза России и Росстата валовое производство молока в 2019 году составило 31,3 миллиона тонн. Это на 2,4% больше, чем в 2018-м. Валовое производство 2019 года почти вернулось на уровень 2010 года — 31,5 миллиона тонн.

Какие меры господдержки, в том числе административные, нужны молочным предприятиям на первых этапах отмены ограничений?

Людмила Маницкая: Прежде всего, необходимо раз и навсегда освободить молочную отрасль от угрозы внедрения цифровой маркировки средствами идентификации. Я подчеркну: не перенос на более поздние сроки, а полное освобождение! Система электронной ветсертификации Россельхознадзора «Меркурий» справляется со всеми государственными требованиями в части производства и реализации безопасной продукции.

Второе направление — это расширение государственной поддержки. Как для фермеров, особенно малых форм хозяйствования, так и для молокоперерабатывающих предприятий, которые «не избалованы» вниманием государства.

Необходимо упростить механизм доступа к получению субсидий на модернизацию и строительство предприятий отрасли. Например, стоит исключить ограничения по сроку начала строительства крупных объектов мощностью свыше 4,5 тысячи фуражных коров. По нынешним правилам, на предоставление субсидий могут рассчитывать агрохолдинги, которые могут возвести капитальные постройки в течение двух лет. Однако мегафермы не в состоянии уложиться в такой срок. Нужна финансовая поддержка молочным заводам на приобретение оборудования.

Следует упростить режим ввоза поставляемых до кризиса импортных ингредиентов для молочного скотоводства и промышленности. Также хорошо было бы обнулить ввозные пошлины на кормовые добавки, премиксы, витамины, закваски, другие ингредиенты, которые в стране не производятся, или производятся ограниченно.

Нужна компенсация сельхозпроизводителям и молокопереработчикам энергетических затрат — на горюче-смазочные материалы, электроэнергию, также требуется компенсация складских затрат.

Необходимо и снижение налогов, в частности, единого социального налога для всех предприятий.

Важно регулировать взаимоотношения с торговлей. Например, нужна законодательная отмена штрафов со стороны торговых сетей. Сейчас они штрафуют поставщиков за недопоставку зафиксированного в договоре  объема продукции, нарушение графика поставки, не зависящего от предприятия. Требуют вывозить некондиционную, просроченную продукцию.

Необходимо сохранить выплаты по безработице бывшим труженикам сельского хозяйства, готовым на время кризиса и закрытия границ ЕАЭС выйти на временную работу на предприятия АПК.

Также, считаю, что важно найти способы вернуть предприятиям подтвержденные ими расходы на дополнительные средства защиты и дезинфекции в период пандемии.

А дезинфекция так затратна?

Людмила Маницкая: На каждые 100 сотрудников предприятие, производящее молочную продукцию, сегодня тратит в среднем около  410 тысяч рублей в месяц.

Одни только маски — большая статья расходов. Представим, что на молочном заводе работает 300 человек. На одного сотрудника в месяц на 164 рабочих часа и при смене маски каждые 2 часа, приходится 82 маски. Цена одной маски от 50-ти рублей. В месяц необходимо 24,6 тысяч масок. Итого предприятие должно потратить в месяц только на маски свыше 1,2 миллиона рублей, а это непредвиденные расходы. Поэтому некоторые предприятия шьют маски собственными силами.

Недавно в СМИ прошла информация о закрытии мясоперерабатывающих заводов в США из-за выявления сотрудников, зараженных коронавирусом. Есть ли подобные риски для российских молокоперерабатывающих предприятий?

Людмила Маницкая: На российских молочных заводах принимаются все необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности персонала и потребителей продукции. Разработаны регламенты в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора и ВОЗ. Усилен контроль над соблюдением специалистами предприятий правил личной гигиены и исполнением санитарно-гигиенических требований производства продукции. Увеличена частота обработки цехов и помещений. Ограничен вход посторонних лиц на предприятия.

Временно не работают сотрудники старше 65 лет. Отделы продаж, снабжения, бухгалтерия работают удаленно.

У всех измеряют температуру. Сотрудников с повышенной температурой и признаками ОРЗ не допускают к работе и направляют в поликлинику за больничным листом.

По регламенту, если выявится инфицированный, то все контактирующие с ним также должны быть незамедлительно направлены на обследование и самоизоляцию, а на предприятии необходимо провести более широкое обследование всех сотрудников и масштабную дезинфекцию всего производства силами специализированной организации. Кстати, это, как и отправка заболевших и контактировавших с ними на карантин, тоже довольно затратная мера для заводов.

Какая поддержка нужна по обеспечению новых каналов сбыта продукции?

Людмила Маницкая: в этом году исполняется 15 лет социальному проекту Молочного союза России – «Школьное молоко». Мне кажется, как никогда становится актуальным вопрос внедрения этого проекта через госзаказ на федеральном уровне. Пока поставки молока в школы субсидируются в ряде регионов из местных бюджетов.

Госзаказ обеспечит молочным предприятиям дополнительный канал сбыта для более чем 600 тысяч тонн молока в год. И, что очень важно, эта программа важна для укрепления здоровья российских детей.

С уважением к Вашему делу, Ника Черемухина

Источник: Молочный Союз

click fraud detection