Чем дальше в лес, тем больше дров. Волна переноса сроков внедрения маркировки окатила не только фармацевтику и обувь, но и легкую промышленность, духи, шины и покрышки, фототовары. И если сначала виднелись слабые параллели, то теперь можно выявить определенную закономерность. Действительно ли перенос маркировки — «карма» для всех товаров, и ждет ли эта участь молочную продукцию?
Еще 28 апреля 2018 года Правительством РФ было подписано Распоряжение об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками. Согласно данному перечню и планам правительства, 1 декабря 2019 года маркировка должна была утвердиться на следующие товары:
Перенос сроков маркировки товаров легкой промышленности
С 27 июня по 30 ноября 2019 года длился пилотный проект по маркировке одежды, участие в котором принимали крупные ритейлеры (такие как Zara, Детский Мир, H&M, Zenden, Ikea, Ашан, Adidas, Снежная королева, Спортмастер и др.) и производители сектора лёгкой промышленности. На тот момент прогнозы по срокам были таковы: регистрация с 01.12.2019 по 01.04.2020г.; маркировка остатков с 01.04.2020 по 01.08.2020г; ЗАПРЕТ на продажу немаркированной одежды с 01 августа 2020 года. Однако сроки обязательного внедрения маркировки позже были изменены в последний момент. В конце декабря вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 г. № 1956.
В документе обозначены несколько этапов перехода на систему маркировки для участников оборота товаров легкой промышленности, и мы уже видим, что сроки перенесли на более поздние даты: с 1 января 2021 г. вносить в систему сведения по маркировке товаров ЛП (коды 14.11.10, 14.14.13, 14.13.21, 14.13.31, 13.92.12, 13.92.13 и 13.92.14). и коды 4203 10 000, 6106, 6201, 6202 и 6302 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Теперь стало ясно, что нанесение маркировки для всех перечисленных товаров легкой промышленности должно стать обязательным уже гораздо позже — с 1 января 2021 г. (до 1 февраля 2021 г. осуществляют маркировку товаров легкой промышленности, ввезенных в Российскую Федерацию после 1 января 2021 г., но приобретенных до 1 января 2021 г., и представляют сведения о маркировке таких товаров легкой промышленности). Разница составляет пять месяцев, и дальше — больше.
Перенос сроков маркировки духов и туалетной воды
Согласно утвержденным правилам Правительства РФ от 31.12.19 № 1957. участники оборота указанной продукции обязаны:
Перенос сроков маркировки Шин и покрышек
Шины и Порядок маркировки произведенных и ввезенных шин установлен постановлением Правительства от 31.12.19 № 1958. Согласно утвержденным правилам, участники оборота шин должны:
Перенос сроков фототоваров
Правила маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек утверждены постановлением Правительства от 31.12.19 № 1953. Участники оборота обязаны:
Скупой платит дважды. Или трижды?
Забыл промаркировать? Плати штраф. Для ИП он составляет от 20 000 до 30 000 рублей, для организаций штраф от 100 000 до 300 000 рублей. Если причинён вред потребителю — сумма штрафа увеличится в три раза. Если обнаружена партия товара в крупном размере, то Законом РФ предусмотрен срок лишения свободы до 6 лет на непромаркированную продукцию со штрафом 500 тыс.руб. Но все эти цифры ничтожно малы на фоне того, сколько затрат потребуется на маркировку.
Кроме того, изначально проблема маркировки товаров легкой промышленности заключалась еще и в том, что в перечень попали товары, которые в принципе не могут быть подделаны. Между прочим, исключение возможности контрафакта — основная цель маркировки, по заявлениям ЦРПТ и Минпромторга. Такие труднопроизводимые товары, как электроника, бытовая техника и строительные электроинструменты явно не учитывались при создании электронной системы мониторинга.
Впрочем, производители нашли этому разъяснение: мол, маркировка нужна не только для защиты от контрафакта, но и для прослеживаемости движения импортных товаров.
Нельзя избежать и проблемных, даже абсурдных ситуаций с маркировкой. Например, ее создатели не учли все нюансы сферы парфюмерии, такие, как пробники духов. Пробник – это такой же товар, на который наносится маркировка, в том числе информация для потребителя, которая должна быть на любом товаре. Но пробник не продается, а система маркировки предполагает, что процесс движения товара в системе завершается, когда он продается конечному покупателю. Получается, что маркировка есть, а продажи — нет. Отсюда и вероятный рост цен на импортную парфюмерную продукцию.
Проекты правил маркировки уже обсуждались публично, некоторые участники — крупные производители промышленных товаров — отзывались положительно. Однако Минэкономразвития дало отрицательное заключение правилам по маркировке товаров легкой промышленности, фототоваров и шин, после чего эта участь распространилась и на парфюмерию. Таким образом, мы выяснили что перенос маркировки отразился только на товарах легкой промышленности: с 01.08.2020 дата изменилась на 01.01.21, таким образом компании получили отсрочку на пять месяцев. В случае с остальными товарами (духи шины и покрышки, фотоаппараты) изменились только сроки регистрации, но отсрочка самой маркировки так и не состоялась.
Итак, у нас есть победители:
Первое место: отсрочка маркировки обуви — 8 месяцев.
Второе место: отсрочка маркировки лекарств — 6 месяцев.
Третье место: отсрочка маркировки товаров легкой промышленности — 5 месяцев.
Могут ли молочники надеяться на подобную отсрочку? Судя по предыдущему опыту, можно дать положительный ответ, однако покажут только факты, и мы будем продолжать активно следить за развитием событий.
Елизавета Ушань