Ситуация на рынке автозапчастей в России стремительно меняется. Заявления Минпромторга о том, что доля нелегального оборота свечей зажигания достигает 70%, а на маркетплейсах — все 90%, заставляют любого автовладельца задуматься: что на самом деле он покупает для своего автомобиля?
Означают ли эти цифры, что 9 из 10 купленных свечей — брак? Чтобы разобраться в тонкостях грядущих изменений, мы изучили позицию экспертов, в том числе главного редактора журнала «За руль».
Оказывается, сегодня термин «контрафакт» приобрел новое значение. Если раньше под ним понимали откровенную подделку, некачественный ширпотреб, то сейчас в большинстве случаев речь идет о товаре, на который не уплачены таможенные пошлины и налоги.
Яркий пример, который приводит эксперт: недавняя история с 1,2 миллионами автомобильных шин, продажа которых была остановлена как «контрафактной». «Шину физически невозможно подделать — стоимость производства слишком высока, — поясняет специалист. — Проблемы были не в качестве, а в документах и маркировке». Таким образом, основная борьба сейчас ведется не столько с кустарными подпольными цехами, сколько с недобросовестными импортерами, уклоняющимися от уплаты налогов. Конечно, откровенные подделки все еще встречаются, но основной финансовый ущерб государству и честному бизнесу наносит именно серая схема импорта.
Система обязательной маркировки «Честный знак» продолжает свое шествие по автомобильной отрасли. Уже сейчас в обязательном порядке маркируются шины. Моторные масла и технические жидкости пока находятся в рамках эксперимента, но с 1 сентября их уже нельзя будет легально произвести или ввезти в страну без присвоенного Data Matrix кода.
Однако на этом процесс не остановится. Следующими на очереди значатся:
Свечи зажигания
Автостекла
Двигатели внутреннего сгорания
Генераторы
Подшипники
Тормозные колодки и диски
Для исключения лазеек в правилах под маркировку “Честный Знак” также попадут и колеса в сборе. По планам, в течение ближайших одного-двух лет обязательной маркировкой будет охвачено 13 крупных групп автокомпонентов.
Ключевой вопрос, который волнует конечного потребителя: значит ли, что промаркированная запчасть априори качественная? Нет, и это принципиально важный момент.
Маркировка — это в первую очередь инструмент контроля оборота и налоговой дисциплины. Она гарантирует, что за конкретный товар уплачены все необходимые платежи, а его путь от производителя до прилавка легален. Таможенные органы проверяют документы и соответствие кодов, но не проводят экспертизу качества товара. Их задача — выявить нарушения в оформлении, а не определить, является ли свеча зажигания хорошо сделанной копией или оригиналом.
Что это дает обычному автовладельцу?
Прозрачность. Вы можете скачать приложение «Честный знак» и отсканировать код на упаковке, чтобы увидеть всю цепочку движения товара.
Борьба с серым импортом. Сокращение доли нелегального оборота в долгосрочной перспективе должно выровнять рынок и создать более честные условия для конкуренции.
Ответственность продавца. Легальный товар проще отследить, а значит, проще предъявить претензии по гарантии.
Таким образом, маркировка — это мощный фискальный и контрольный инструмент, который постепенно очищает рынок от самых грубых схем. Но роль главного эксперта по-прежнему остается за вами: окончательный выбор надежного бренда и проверенного продавца — ответственность потребителя. Система лишь дает больше инструментов для того, чтобы этот выбор был осознанным.