Путь маркировки: от древних сосудов фараонов до продукции в супермаркете

Путь маркировки: от древних сосудов фараонов до продукции в супермаркете

 Обсудить

Путь маркировки: от древних сосудов фараонов до продукции в супермаркете. Кто стоял у истоков маркировки и для чего была создана эта система прослеживаемости расскажем в сегодняшней статье.

Маркировка (от нем. markieren – отмечать, ставить знак) – это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара.

Отсутствие этикетки или маркировки в современном понимании, раньше затрудняло возможность потребителей и покупателей объективно оценить товар и выбрать необходимые изделия или продукты. Внешний вид товара, его назначение и содержимое не всегда соответствовало, а порой и вовсе отсутствовало.

Наиболее полной  упаковку и тару делает маркировка, служащая для идентификации товара. Маркировка несет в себе первичную информацию о товаре.

Впервые надписи на сосудах появились в Египте в III тысячелетии до н. э. Это были кувшины с вытесненными на них именами царствующих фараонов.  Кроме этого, стали писать имена владельцев, даты изготовления и даже метки сборщиков налогов. Только о содержимом по-прежнему ничего не говорилось.

Прародителем современной акцизной марки жили в середине II тысячелетии до н. э., которые наносили информацию, содержащуюся в маркировке винных кувшинов, со временем увеличившаяся почти до объемов, характерных для современной винной этикетки. В ней шла речь о месте сбора винограда для данного вина, его сорте, вкусе (кислое, сладкое), возрасте вина и месте производства.

Маркировка облегчала продажу и перевозку, ведь, как правило, большинство сосудов было одной формы, и абсолютно непрозрачные. Так что, без наличия маркировки понять, что внутри, можно было, лишь открыв каждый сосуд и попробовать его содержимое.

К основным функциям маркировки относятся:

  1.  Информационная
  2.   Идентифицирующая
  3.  Мотивационная
  4.  Эмоциональная.  Эмоциональная и мотивационная функции — воздействие маркировки товара на психоэмоциональное состояние потребителей для удовлетворения эстетических потребностей, а также мотивации покупки. В современных условиях производители стремятся привлечь внимание покупателей к своим товарам с помощью упаковки и маркировки для увеличения доли продаж

В соответствии с Федеральным законом «О защите прав потребителей» продавец обязан предоставить покупателю следующую информацию о товаре:

  1.  адрес (место нахождения);
  2.  фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), импортера;
  3.  наименование технического регламента или иное обозначение об обязательном подтверждении соответствия товара;
  4.  сведения об основных потребительских свойствах товаров
  5.  сведения о составе (в том числе наименования использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок), о пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки), а также о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях; правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;
  6.  информацию об энергетической эффективности товаров при необходимости;
  7.  срок службы или срок годности товаров, а также сведения о действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при их невыполнении, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению.

Виды и структура маркировки

 Различают несколько видов маркировки. В зависимости от места нанесения маркировка делится на производственную и торговую.

Производственная маркировка — это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.

Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы.

Этикетки наносятся типографским или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару.

Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения.

Кольеретки — разновидность этикеток, имеют особую форму и наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, их назначение — эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой, самостоятельного значения не имеют. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки. Иногда на кольеретках вообще отсутствует информация.

Вкладыши — это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименование организации, номер смены). Иногда вкладыши содержат краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь — функционального назначения.

Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции — рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши часто встречаются в упаковке различных косметических средств. Наиболее часто применяются вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии.

Бирки и ярлыки — носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков.

Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя.

Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а также ряд идентифицирующих данных.

На ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный и товарный знаки, другие необходимые условные обозначения.

Контрольные ленты — это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемые на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Они могут применяться в дополнение, реже  или взамен других носителей информации.

Особенностью контрольных лент является преобладание цифровой или символической информации, цель которой — указание артикула изделий, номера модели, размера, сорта, иногда артикула тканей, эксплуатационных знаков.

Контрольные ленты наиболее часто применяются для одежно-обувных товаров, причем у обуви сведения контрольной ленты чаще наносятся на подкладку или внутреннюю часть.

Клейма и штампы — носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы.

Клеймение и штампование как способ маркирования применяются для отдельных продовольственных и непродовольственных товаров. Для мяса и мясопродуктов, включая субпродукты и жир-сырец, ветеринарное клеймение является обязательным.

Клеймят мясные туши убойных животных и тушки птицы. Штампы могут быть нанесены на донышко металлических консервных банок и металлические крышки стеклянных банок, упаковки из полимерных и комбинированных материалов для соков, напитков, вина, молока и других продуктов. Штампы и клейма на непродовольственных товарах или их упаковке встречаются реже.

Торговая маркировка — это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей — с информацией о товаре.

Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных.

Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Маркировка продовольственных товаров должна содержать следующую информацию:

  1.  наименование продукта и его вид, сорт, марку;
  2.  наименование страны, производителя и его адрес;
  3.  массу нетто или объем продукта;
  4.  состав — наименования основных ингредиентов, входящих в состав продукта, включая пищевые добавки;
  5.  пищевую ценность (калорийность, количество белков, жиров и углеводов, а также наличие витаминов);
  6.  условия хранения;
  7.  срок годности, дату изготовления;
  8.  способ приготовления (для полуфабрикатов и продуктов, предназначенных для детского питания);
  9.  рекомендации по использованию (для биологически активных пищевых добавок);
  10.  обозначение нормативно-технического документа, на основании которого произведен товар; информацию о подтверждении соответствия.

Назад в 90-е

Акцизные марки впервые были введены в обращение постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 года «О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора». Обязательной маркировке подлежали пищевой спирт, винно-водочные изделия, табак и табачные изделия, ввозимые на территорию России. Реализация подлежащих маркировке товаров без наличия на них марок акцизного сбора на территории России запрещена с 1 января 1995 года.

Затем почти каждый год акцизные марки меняли. Так к примеру Государственной налоговой службе РФ в 1997 г. предписывалось в двухнедельный срок провести обмен организациям — производителям алкогольной продукции неиспользованных специальных марок второго выпуска на специальные марки третьего выпуска. Далее был 4-й выпуск, но и его уже в 2001 году сменил снова первый выпуск. Да, мы не опечатались, после 1, 2, 3, 4 выпуска снова стал первый выпуск, но уже федерального значения. Собственно слово — «федеральное» и было единственным отличием от своих предшествующих выпусков. Но а далее все уже по знакомой нам истории: вскоре вышли федеральные специальные марки второго выпуска, далее третьего. При этом справедливости ради заметим, что новые акцизные марки отличались цветовой гаммой. Марки с надписью «Алкогольная продукция свыше 9 до 25 %» оформляются в серо-красных тонах, с надписью «Алкогольная продукция свыше 25 %» — в розово-оранжевых тонах, с надписью «Вина» — в сиренево-зелёных тонах, с надписью «Вина шампанские и игристые» — в жёлто-синих тонах, с надписью «Вина натуральные» — в зелёно-жёлтых тонах. Также на акцизные и федеральные специальные марки наносятся: гильоширные фоновые сетки и элементы с ирисными переходами цвета красок в сетках; голографическое изображение способом горячего тиснения с элементами деметаллизации. Марки имеют свободное от графического и текстового оформления поле для нанесения сведений о маркируемой ими алкогольной продукции. Марки находятся в обращении с 1 июля 2006 года.

Далее стали маркироваться табак и табачные изделия, CD и виниловые диски.

Привет, 2000-е. Маркировка будущего

В ноябре 2018 в ЦРПТ успешно и без сбоев прошла система маркировки лекарств, а с 1 июня 2019 года система маркировки меховых изделий. С 1 марта 2019 года Распоряжением Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года утвержден перечень товарных групп, которые с 2019 года подлежат обязательной маркировке.

Срок введения маркировки:

  • табачной продукции – 1 марта 2019 года;
  • обуви и лекарств по программе ВЗН – 1 июля 2019 года;
  • товаров легпрома, фотоаппаратов, духов и шин – 1 декабря 2019 года;
  • всех лекарств – 1 января 2020 года;
  • готовой молочной продукции – 1 июня 2020 года;
  • кресел колясок – 1 июня 2021 года.

И как же теперь выглядит современная маркировка?

Напомним, что оператором по маркировке является ЦРПТ (Центр Развития Перспективных Технологий), на сайте которого буквально сегодня появилась информация о том, что доступ к данным из системы даёт возможность участникам оборота товаров повысить эффективность товаропроводящей цепи и открывает новую эру развития как крупных компаний, так и малого и среднего бизнеса.

«Сейчас система маркировки генерирует данные по миллиардам товаров от производства и до продажи. Информация о движении товара позволит производителям в несколько раз повысить эффективность дистрибуции и, как следствие, увеличит прибыль. Таким образом, инвестиции в подготовку к маркировке, которые благодаря усилиям ЦРПТ и партнеров проекта в большинстве случаев незначительны, будут полностью возвращены и в будущем начнут приносить дополнительную прибыль легальным компаниям», — комментирует председатель совета директоров ЦРПТ Михаил Дубин.

В Постановлении устанавливаются права и обязанности оператора информационной системы по обеспечению доступа к данным, а также состав данных, который должен быть доступен тем или иным участникам оборота товаров. В соответствии с опубликованным постановлением из системы маркировки производитель сможет узнать текущего владельца товара и его количество.

Ранее данная информация не была доступна производителям в «одном окне», отдельные сведения можно было собрать лишь из разрозненных источников. Из-за разрозненности и отличий методов результаты получались не всегда точными и для объединения результатов нескольких исследовательских инструментов приходилось использовать сложные аналитические системы.

Появление доступа к гарантированно точным данным системы маркировки, которая прослеживает каждую единицу товара в каждый момент времени, создает новые точки роста для участников оборота. Бизнес, получая в режиме онлайн данные о движении продукции, сможет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции, совершенствовать маркетинг и другие бизнес-процессы.

Ника Черемухина

Источник: Samzan.ru

 

click fraud detection