В России с 1 октября введена обязательная маркировка целого ряда товаров.
«Влияния маркировки на цены новых групп товаров не будет, — объяснили корреспонденту aif.ru в операторе системы „Честный знак“. — Это следует из опыта внедрения маркировки во всех товарных группах, нигде роста цен не фиксировалось. По БАДам эффект от обязательной маркировки на рост потребительских цен за 6 лет составит 0,6%, а в категории пива, где нелегальная продукция занимает почти 16,6% рынка, влияние маркировки на единицу продукции оценивается в 14 коп. без учета стоимости кода маркировки, рассчитали в НИУ ВШЭ. Таким образом, в перспективе 6 лет вклад маркировки в рост цены на пиво составит не более 0,43%, что близко к нулю».
Государственная система маркировки «Честный знак» призвана гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции. В то же время маркировка позволяет проследить путь товара на всех этапах и сократить объемы теневого производства. В настоящее время обязательной маркировке подлежат молочная продукция, лекарства, табак, парфюмерия, шубы, обувь и прочие товарные категории. За время действия системы «Честный знак» уровень продаж фальсифицированного молока и просроченных лекарств сократился в 3 раза, поддельных шин — в 2 раза, стало меньше на 30% нелегальной обуви и духов.
Добросовестные участники рынка тех товаров, обязательная маркировка которых стартовала 1 октября, тоже рассчитывают на подобный результат, сокращение теневого сектора в их интересах. Например, объем незаконного оборота БАД в 2022 году составил, по данным НИУ ВШЭ, 466 млн упаковок или около 45%. Эксперты прогнозируют, что введение обязательной маркировки БАДов и обеление рынка приведет к увеличению доходов легальных производителей до 5,4 млрд рублей в год, а доходы государственного бюджета вырастут на 2 млрд в год.
«Введение маркировки биологически активных добавок к пище поможет решить одну из ключевых проблем на рынке — серый импорт, — уверен руководитель направления логистики компании „СОЛГАР“ Анатолий Стельмах. — Маркировка приведет к обелению отрасли и обеспечит потребителей только оригинальной и безопасной продукцией. Мы, как представительство в России, готовились к маркировке заранее. Трудностей при работе с системой маркировки или при нанесении кодов не фиксируем — этому поспособствовала тщательная подготовка», — отметил специалист.
Схожие настроения и у пивоваров. На конец сентября регистрацию в госсистеме маркировки «Честный знак» прошли 557 производителей пива в полимерной и стеклянной упаковке, это 96% от общего количества участников оборота такой продукции. Предварительно директор департамента системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ Владислав Заславский оценивал, что, согласно плановым показателям обеления рынка пива, за два года нелегальный оборот такой продукции будет сокращен на 30%.
Ранее заместитель генерального директора ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов специально для aif.ru оценил влияние введения обязательной маркировки икры на стоимость этого продукта.