В какую сумму все же обойдется маркировка молочному бизнесу? И кому в кошелек будут падать 50 коп + НДС? Сколько можно сгущать краски? Почему бы не выйти на открытый диалог.
Ведущие игроки рынка считают введение двух дублирующих друг друга систем (маркировки и Меркурий), занятием не целесообразным ни с финансовой, ни с организационной точки зрения. Но все подвели черту, маркировка неизбежна. Пора бы уже расставить все по местам и озвучить примерные суммы, которые придется вложить молочникам в систему.
Многие уже называли примерные суммы, и хотелось бы знать, кто же смотрит на мир сквозь призму розовых очков, а кто реально оценивает будущую статистику расходов молочного бизнеса.
По мнению генерального директора Артема Белова:
«Молочная отрасль не избавлена от издержек на внедрение маркировки. По нашим последним актуализированным данным, исходя из данных предприятий, затраты в первый год составят не менее 61,3 млрд рублей, а ежегодные затраты – не менее 35,2 млрд рублей»
«Мало того, если «Меркурий» стоил относительно недорого, внедрение маркировки обойдется отрасли в огромные деньги: около 20 млрд руб. в год будут стоить коды маркировки для всей молочной продукции и около 25 млрд руб. потребуется на приобретение оборудования для нанесения маркировки». При этом, согласно данным Росстата, валовая прибыль всего сектора по результатам 2018 года составила лишь 35 млрд руб. В результате в молочной отрасли может ухудшиться качество продукции (из-за роста себестоимости производства на фоне падения доходов населения), вырасти цены, малые и средние предприятия вынуждены будут уйти в процедуру банкротства, а региональные бюджеты понесут потери в виде снижения налоговых поступлений», — прогнозирует Артем Белов.
Людмила Маницкая на Съезде молочников 18 февраля 2020 года озвучила тоже не маленькую сумму. По словам Председателя Совета директоров Молочного союза России оборудование обойдется как минимум в 28 млрд. рублей.
«При этом срок службы этого оборудования 3-5 лет. Не говоря о ежегодном обслуживании линий, плате за коды, что составит минимум 36 млрд рублей ежегодно, — сообщила Людмила Маницкая. — То есть отрасль ставят в обязанность ежегодно вливать огромные средства. При этом маркировка не искоренит фальсификат».
Зато руководитель товарной группы «Молоко» ЦРПТ Алексей Сидоров считает, что оборудование для нанесения кодов маркировки молочной продукции обойдётся отрасли в 4 млрд рублей, так как ручное оборудование стоит от 12 тыс. рублей, а автоматизированное от 1,5 млн. рублей.
Реваз Юсупов утверждает, что Союзмолоко сильно преувеличивает с затратами. Снизить расходы возможно, по его словам, если прибегнуть к печати цифровых кодов в момент производства упаковки в типографии.
«Такой метод не потребует от производителей молочной продукции никаких нововведений, перенастроек и фактически не будет ничего стоить. Если применить такой подход, то, по нашим оценкам, общие затраты отрасли на внедрение маркировки составят от 1 до 3 млрд руб».
Есть сведения, что на создание и развитие системы маркирования товаров акционеры ЦРПТ инвестируют более 220 млрд руб. за 15 лет, рассчитывая, что окупаемость инвестиций наступит через семь лет с момента начала работы. И, естественно, рассчитывают на возврат вложенных средств, а получать они их будут в виде платы за коды, которые будут возмещать производители в размере — 50 коп. за марку. Цена эта установлена, как раз, на 15 лет. Якобы огромной пользой для производителя является сокращение контрафакта. НДС отчисляется государству.
Государство остается сидеть на самом теплом месте. Для него маркировка приносит только выгоду: более 36о млрд. рублей получит за счет роста собираемости налогов, до 160 млрд. рублей — в связи с увеличением эффективности контрольно-надзорной деятельности, а также появится возможность иметь статистику товарооборота в масштабе всей страны в режиме реального времени.
Даниэль Карпова