Пираты ювелирного поля: проклятие черной маркировки

 Обсудить

 

Почему маркировка ювелирный изделий — самая неразумная идея? Что скрывает ее пилотный проект, в чем тонкости и сложности с нанесением кода, и как маркировка отразится на ювелирных изделиях, ценах и бизнесе — читайте в статье.

Сегодня мы поговорим о, пожалуй, одной из самый нецелесообразных идей маркировки товаров: о маркировке ювелирных изделий. Недавно Замминистра финансов РФ Алексей Моисеев сообщил журналистам, что процесс внедрения планируется на 2021 год, именно с этого момента система должна заработать — соответствующий законопроект уже внесен в думу и готовится к принятию в первом чтении. Что ж, следует признать: по-настоящему ювелирная работа предстоит предпринимателем, учитывая специфику нанесения такого вида маркировки. Он подразумевает уникальный QR-код с чипом RFID на хрупкий металл, который рискует разрушится при малейшем неделикатном вмешательстве. При этом необходимо позаботится  о том, чтобы украшение сохранило свой привлекательный внешний вид. Журналист ASP News предлагает разобраться читателям вместе с ним, действительно ли нерационален?

Тайна, покрытая браком

Пилотный проект по маркировке ювелирных изделий и драгоценных камней проходил с июня по ноябрь 2018 года, тогда маркировку ювелирной продукции планировали сделать обязательной с 1 января 2020 года. Соответствующие поправки в закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» были внесены в 2019 году, документ опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. В нем отмечаются следующие данные:

Пробный период действия системы, который проходил с июня по ноябрь 2018 года, уже показал возможность успешного контроля над всей сферой производства и торговли драгоценностями. За этот период в эксперименте приняли участие 97% компаний-добытчиков драгкамней, 77% аффинажных предприятий, 49% организаций, занимающихся огранкой, и 7% розничных ювелирных компаний. Через ГИИС ДМДК были проведены 707 партий изделий общей стоимостью 12,4 миллиарда рублей. 

 

Однако несмотря на весь оптимизм, как и в случае с молочной продукцией, ни на одном официальном ресурсе не опубликован список участников пилотного проекта. Журналист ASP News пообщалась с некоторыми представителями бизнес-сообщества, но среди них также не нашлось ни одного участника или хотя бы осведомленного об участии в пилотном проекте конкурентов. Подозрительно и ничтожно малое количество информации на форумах по обсуждению маркировки ювелирных изделий. Если раннее нам удалось взять интервью некоторых представителей молочки, а в других открытых источниках неоднократно публиковалась информация об участниках другой товарной категории, то с ювелиркой — сплошная глухота. 

Первоначально сама идея внедрения маркировки на ювелирку была озвучена в 2010 году — периода, когда СМИ пестрили заголовками о кишащем на рынке драгоценностей контрафакте. Эта идея плотнее укрепилась в 2014 году, когда вопрос усиления государственного контроля на благо экономики страны стал наиболее приоритетной задачей. И вот, в 2016 году, когда пилотные проекты по маркировке шуб привели к положительным результатам, идея стала настоящей обсессией — распространить маркировку на все товары и повторить успех маркировки шуб. Тогда идея была инициирована надгосударственным органом — Евразийской экономической комиссией. 

Впоследствии введение обязательной маркировки было отложено до 1 января 2020 года. В конце декабря 2019 года Моисеев говорит журналистам, что внедрить систему с 2020 года не получится.

Примечательно, что ювелирная промышленность на данный момент единственная отрасль из списка, чьи товары подлежат обязательной маркировке, точные сроки которой до сих пор не установлены. 

Говорит ли это о том, что сама идея по маркировке ювелирной продукции в результате пилотного проекта обернулась «браком» и не пригодна для успешной реализации? И был ли в действительности пилотный проект?

Маркировать нельзя пробировать

Где поставить запятую? Многие считают идею маркировать ювелирные товары нецелосообразной потому что, во-первых, система контроля качества драгоценного продукта уже есть, и придумана она была еще задолго до своей новой конкурентки — проба благородных металлов, и именно метрическая проба помогает покупателю определить драгоценность на подлинность, поэтому система маркировки и пробы подразумевает соседство: на каждом изделии будет обязательно устанавливаться проба и клеймо с определенным изображением в зависимости от типа сплава, только теперь добавится уникальный код DataMatrix. И все же, поскольку в отличие от маркировки на молочные товары, и товары легкой промышленности, организаторами и разработчиками системы выступили не ЦРПТ, а Гознак.

Соответственно и условия, и оборудование, и способ нанесения отличаются: ПО, сканеры и принтеры этикеток (в случае с ювелирными изделиями это принтеры и сканеры RFID-меток), КиЗ (контрольные идентификационных знаков в виде QR-кода с чипом RFID).  Подобный метод маркировки (с помощью RFID-меток) применяется в маркировке меховых изделий, откуда и пришла идея. (Методические рекомендации по проведению эксперимента по маркировке ювелирных изделий).

Помимо этого, существует еще и бирка — на ней отражается не только итоговая стоимость изделия, но и цена за грамм золота, и его проба, и артикул товара, и вес, и дата изготовления, и наличие драгоценных камней. И это еще не все: по закону, на бирке обязательно должно быть указано наименование и адрес изготовителя. Однако сегодня такой вид контроля легко подделать, чем пользуются многие производители. 

Не все то золото, что маркируется

А можно ли вообще нанести маркировку на такой хрупкий  материал, как драгоценный металл? Да еще и сохранить при этом товарный вид. Самая основная проблема на сегодняшний день — техническая сторона вопроса. Процесс нанесения должен исключить воздействие высоких температур и давления, чтобы не менять физико-химические свойства самоцветов. Сегодня уже существует технология установки клейма на бриллианты — это крохотный знак-нанометка, которую можно увидеть только при 500-кратном увеличении, такой метод вполне могут взять за основу маркировки товаров, но такой процесс доступен для профессионалов, и нацелен на них, а не на конечного потребителя. (Способы и условия нанесения маркировки на ювелирные изделия).

Возможно, сама идея маркировки, заявленная создателями — защитить рынок драгоценных камней от контрафакта, весьма благородная, учитывая, что ювелирный рынок в последние годы действительно грешит увеличивающимися объемами контрафакта, да и в принципе такая тенденция всегда была для него характерна. 

В последнее время огромными темпами растет рынок контрафактных ювелирных изделий. Подделки под бренды из золота и серебра открыто продают по всей России — через инстаграм, например. 

Источник: Российская Газета.

Но действительно ли это поможет вывести малый и средний бизнес из тени, или и вовсе приведет к тому, что его лучшие игроки уйдут с арены? Ведь конечном итоге возрастут не только затраты на оборудование и экспорт, но и цены для конечного потребителя. Что ж, журналист ASP News выяснил мнение самих представителей бизнес-сообщества. Интервью читайте в следующих материалах, которые уже готовятся к публикации. Для этого не забудьте подписаться и внимательно следить за нашими новостями.

 

Елизавета Ушань

[anycomment]

Оставить ответ