Российское пищевое оборудование не выдержало конкуренции с импортным — Лонгрид о пищепроме

 Обсудить

В чем кроется проблема оборудования в пищевой промышленности и сколько необходимо времени для того, чтобы ее решить — сегодня в статье.

О том, готово ли российское машиностроение обеспечить пищевиков современным надежным оборудованием и нужно ли оно производителям продуктов питания, говорили на онлайн-сессии «Иннопрома».

— В отрасли пищевого машиностроения России сейчас более 270 действующих предприятий в 51 регионе. 80 процентов из них — субъекты малого и среднего бизнеса, — рассказывает директор департамента Минпромторга России Мария Елкина. — За последние три года темпы изготовления оборудования для производства продуктов питания и переработки сельскохозяйственного сырья выросли более чем в полтора раза.

Российское оборудование востребовано не только внутри страны, но и активно продается на экспорт — в основном в страны СНГ, но есть заказчики и из дальнего зарубежья, например, Аргентина с помощью российских поставщиков оснащает молокозаводы. По мнению Марии Елкиной, это говорит о том, что отечественные производители готовы выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, потеснить на рынке зарубежные компании.

Государство своим заводам помогает: существуют разные меры поддержки отрасли, а год назад правительство РФ утвердило стратегию развития машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности на период до 2030 года. Машиностроители, работающие на пищепром, могут получить субсидии на обновление оборудования, льготные займы. Очень популярна и востребована мера поддержки спроса, когда государство компенсирует производителю скидку, которую он предоставляет покупателю.

Конкурировать на равных с транснациональными гигантами, работающими на рынке уже много десятилетий и предлагающими оборудование для каждого этапа производства, отечественные машиностроители вряд ли в ближайшее время смогут: и объемы, и компетенции пока недостаточные, считают эксперты.

— У нас был опыт покупки российского оборудования. Оно не выдержало конкуренции с импортным: мы его опробовали и поставили на склад, — сожалеет генеральный директор екатеринбургского хлебомакаронного комбината СМАК Владилен Фуфаров.

На ряде молочных предприятий есть техника и емкости российского производства, но чаще это отдельные блоки технологической цепочки или отдельные виды оборудования, рассказывает генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов.

— Компаний, готовых предоставлять комплексные решения для строительства или модернизации производства, в России пока нет. Но это вопрос будущего. Если меры поддержки станут системными, то, наверное, в течение 10-15 лет появятся лидеры, способные на комплексные решения, — считает он.

— Проблема кроется в нашем советском наследии, когда одно предприятие производило один компонент, другое — другой, а какие-то в стране не производились вообще, — объясняет заместитель директора ассоциации «Росспецмаш» Роман Саломатин.

По его словам, еще несколько лет назад заводы работали именно по такому принципу и не предлагали интегрированных решений, тогда как спрос есть именно на них: пищевикам удобнее прибрести линию целиком, а не выискивать, где купить тестомес, где печь, где конвейер. Сегодня тенденция меняется, в стране уже есть компании, готовые идти навстречу клиентам, даже организуя для этого кооперационные цепочки. Так, в прошлом году на одном из хлебозаводов Самарской области установили линию, полностью выполненную на компонентах российских производителей, причем, нескольких.

— Есть целые сектора, в которых в ближайшие годы ожидается бум спроса на оборудование, например, производство сухого молока: оно не модернизировалось последние лет двадцать, — говорит Артем Белов. — Взрывной спрос будет и в производстве сыров: в ближайшие три года планируется реализовать проекты совокупным объемом примерно в 200 тысяч тонн продукции — примерно треть от того, что мы производим сейчас. И есть еще целый ряд перспективных сегментов. К тому же в каждом регионе есть заводы, требующие модернизации.

Владилен Фуфаров считает, что российским машиностроителям следует также обратить внимание на такие звенья производственной цепочки, как логистические комплексы и производство упаковки. Они необходимы всем пищевикам — производителям и молока, и хлеба, и мяса, а значит, в этом сегменте очень широкие возможности.

С уважением к Вашему делу, Ника Черемухина

Источник: DairyNews.ru

 

[anycomment]

Оставить ответ