Сенаторы недовольны работой Минпромторга. Мантуров подвергся критике

 Обсудить
Глава Минпромторга Денис Мантуров подвергся в Совфеде критике сенаторов за недостаточно проработанные программы развития по отраслям, слабую работу по диверсификации производства предприятий ОПК, у министерства предложили забрать торговлю и передать отдельному ведомству для того, чтобы избежать «внутриведомственного конфликта».

Сам министр в ходе «правительственного часа» отметил, что пандемия, обрушение сырьевых рынков, сжатие спроса поставили перед Россией «ряд нестандартных вызовов». «К сожалению, для большинства отраслей весна стала временем непростых испытаний. Избежать драматического сценария удалось за счет оперативной реализации комплекса мер поддержки», — сказал Мантуров.

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко посоветовала руководству Минпромторга РФ быть более самокритичным, отметив, что ведомство должно перестроиться на прорывные решения.

«У Совета Федерации нет никакой цели кого-то обидеть или что-то, но все-таки не достает самокритичности, Денис Валентинович. Когда человек самокритичен, когда он не удовлетворен тем, чем он занимается, я имею в виду результатами, то это является мотивом для него более эффективно работать, есть над чем трудиться», — сказала спикер, обращаясь к Мантурову.

Она также привела выдержки из СМИ, в которых руководители крупных предприятий выражают озабоченность в связи с наличием импортных составляющих в их продукции, которые они вынуждены приобретать. По словам Матвиенко, «импортозамещение должно касаться не только сфер высоких технологий», в составе российской продукции доля отечественных комплектующих должна быть как можно больше.

«Ни одна страна в мире не производит все, это делать не надо, но важно сохранить те компетенции, которые у России еще остались, те отрасли, где мы конкурентоспособны, где мы можем быть впереди планеты всей», — уверена она.

«Есть позитивные тренды, тенденции, но президент поставил четкие задачи — развитие электронной промышленности, станкостроения, авиастроения, судостроения… Мы все в одной команде. Хочется, чтобы вы перестроились с той огромной текущей рутинной работы, которой вы вынуждены заниматься, настроились на прорывные вещи. Пусть это будет немного, но пусть будет качественно, конкурентно в мире», — сказала законодатель.

По ее словам, нужно, чтобы «Россия вернула статус крупной промышленной и высокотехнологичной державы».

«В процессе мониторинга мы выявили наиболее проблемные отрасли. Адресные решения, которые поддержал президент, были направлены на стимулирование спроса на продукцию автомобильной и авиационной промышленности, отраслей сельскохозяйственного и пищевого машиностроения», — сказал глава Минпромторга.

По его словам, особые меры предусмотрены в отношении легкой промышленности и социальных индустрий — производства детских и спортивных товаров, продукции реабилитационной направленности. Матвиенко подчеркнула, что сенаторы являются для министерства союзниками и готовы поддержать инициативы ведомства по развитию экономики.

В свою очередь глава экономического комитета СФ Андрей Кутепов отметил, что только чуть более 10% предприятий из перечня системообразующих смогли получить господдержку, мешают сложность процедур отбора и большой объем отчетности об использовании получаемых средств.

«Для поддержки предприятий всех отраслей промышленности был сформирован перечень системообразующих предприятий. Сегодня в перечне 1335 предприятий. Из них 568 (43%) – это промышленность. Поддержку получили только 139, что составляет всего 10,4% от всех предприятий перечня», — сказал сенатор.

По словам политика, это происходит «по причине сложных процедур отбора, а также из-за необходимости предоставления еженедельных отчетов». «По данным бизнес-сообщества, многим пришлось увеличить штат сотрудников, каждые три дня надо заполнять специальные стресс-тесты», — пояснил он.

В части эффективности мер поддержки возникает много вопросов, сказал Кутепов. «Снижение ключевой ставки Центробанка привело к снижению ставок по кредитам коммерческих банков, предприятиям становится выгоднее кредитоваться в обычном порядке, не заполняя множество форм ежедневно. Ряд предприятий теперь хотят выйти из этого перечня, так как помощь получить практически невозможно. Считаю необходимым доработать этот изначально правильно придуманный механизм поддержки предприятий», — заключил парламентарий.

В свою очередь Мантуров отметил, что из 1335 предприятий перечня 568 – в периметре ведения Минпромторга. «Все они получили доступ к льготным кредитам на пополнение оборотного капитала. И на сегодня компании «обработки» привлекли по данному механизму уже более 75 миллиардов рублей», — сказал он. Индустриальный бизнес также получил возможность привлекать льготные, а при сохранении занятости безвозвратные кредиты на возобновление деятельности, отметил Мантуров.

Кутепов также предложил передать сферу торговли из ведения Минпромторга отдельному ведомству. «В целом в отношении деятельности Минпромторга необходимо отметить то, что его деятельность совмещает в себе более 25 советских министерств. Ведомство регулирует и одновременно контролирует все отрасли промышленности: от легкой до авиастроения, торговлю (внешнюю, внутреннюю и электронную). Все это может вести к внутриведомственному конфликту, потому что цели и интересы у торговли и промышленности разные», — сказал парламентарий.

«В связи с этим нужно рассмотреть предложение о разделении функций и передать торговлю отдельному ведомству», — отметил сенатор. По его словам, результаты такого разброса в курируемых сферах налицо.

«Очевидно, что прорыва в промышленности нет ни по каким отраслям. По государственным программам и нацпроектам переносятся показатели и сроки выполнения. Счетная палата отмечает отсутствие стратегии, с которой нужно согласовать все программы и нормативные документы в сфере промышленности и торговли», — отметил законодатель.

По мнению Кутепова, министерство должно развивать промышленность, тем более в условиях необходимости возрождения российского производства.

«А по факту — экспорт падает, в сфере станкостроения рынок обеспечивается только на 20% поставками отечественных предприятий, тяжелая доступность средств. Научное обеспечение деятельности промышленного комплекса страны требует пристального внимания министерства и развития», — подчеркнул Кутепов.

По его мнению, компонентная отрасль разрушена, донастройки требуют механизмы развития остальных отраслей. «Что касается общенационального плана. В части деятельности министерства — предлагаемые меры не конкретны, не системны, не включают многие сферы. Министерству следует детально проработать восстановление промышленности после коронавируса. По государственным программам. Они должны проверяться Счетной палатой до их утверждения», — сказал Кутепов.

Министр в свою очередь отметил конструктивное взаимодействие с субъектами РФ в трудный для экономики период. «Сопряжение усилий органов власти всех уровней и бизнеса позволили промышленности пройти период турбулентности без больших потерь. При этом мы приобрели новый опыт и извлекли уроки, которые уже учитываем в своей работе», — подчеркнул он. Пандемия, как и любой кризис, дала отдельным секторам и предприятиям дополнительные стимулы к развитию и освоению новых рынков, сказал Мантуров.

Предприятия ОПК не обеспечены информацией о потребностях в их гражданской продукции, заявил в свою очередь глава оборонного комитета Совфеда Виктор Бондарев.

«Для того, чтобы не повторять горькие уроки 1990-х годов, необходимо немедленно принять программу диверсификации ОПК, скоординированную по целям, ресурсам, срокам с государственным заказом. Довести до каждого предприятия оборонно-промышленного комплекса его роль и место в производстве гражданской продукции», — сказал Бондарев.

По его словам, «комитет запросил информацию о ходе диверсификации производства у ряда предприятий ОПК, из которой следует, что до них не доведены указания о производстве той или иной продукции, а самостоятельно изучить потребности рынка по номенклатуре товаров и объемам производства предприятия не могут».

Кроме того, у предприятий не хватает собственных средств на дооснащение производства. При этом стоит задача по выпуску конкурентоспособной продукции, востребованной как в России, так и за рубежом, добавил он. По словам сенатора, источником финансирования программы диверсификации может быть Фонд развития промышленности. Он привел данные Счетной палаты, по которым на капитализацию фонда из бюджета было направлено более 86 миллиардов рублей.

«Однако, несмотря на высокий спрос на заемные деньги со стороны предприятий, у фонда систематически остаются неизрасходованные бюджетные средства в объемах от 13 до 25 миллиардов рублей в год», — отметил Бондарев.

Отсутствие программы диверсификации может привести «к размыванию средств федерального бюджета по различным идеям, стихийному производству того или иного продукта самими предприятиями без учета реальной потребности и конкурентоспособности, а также отсутствию реальной ответственности должностных лиц за конечный результат», полагает глава комитета. Коснулся сенатор и темы национальных проектов. «Предлагаем ввести запрет на государственную закупку импортных товаров при реализации нацпроектов», — сказал парламентарий.

Матвиенко также считает, что Фонд развития промышленности — это очень эффективный, хороший инструмент и сенаторы его изначально поддержали. «Мы исходили из того, что это будет фонд для новых точек роста, современной промышленности, выпуска высокотехнологичной продукции, что результат от государственной поддержки будет ощутимый. Поэтому мы бы попросили еще раз проанализировать работу этого фонда. И, может быть, Минпромторг должен какие-то вещи инициировать», — сказала спикер СФ. По словам Матвиенко, сенаторы готовы поддержать идеи министерства, в частности, об увеличении финансирования Фонда развития промышленности, если будет предложена продуманная концепция.

Досталось и замглавы ведомства Виктору Евтухову. Так, член экономического комитета Совфеда Эдуард Исаков попросил Мантурова пояснить информацию СМИ о якобы выигранных родственниками его зама тендерах. Министр выразил готовность предоставить ответ со стороны ведомства, предложив сенатору подать официальный запрос.

«Около года назад в СМИ вышла информация о том, что организация, находящаяся в собственности у родственников замглавы Минпромторга Евтухова, якобы выиграла несколько тендеров у вашего министерства на сотни миллионов рублей за несколько лет», — сказал Исаков, обращаясь к главе ведомства.

Он подчеркнул, что после появления этой информации в СМИ и соцсетях официального опровержения так и не последовало, и попросил министра прокомментировать ситуацию. «Мы намерены направить запрос, была ли проведена служебная проверка», — добавил он.

«Я не буду комментировать то, что не должен комментировать», — ответил Мантуров. По его словам, если у законодателя есть желание «покопаться в таких подробностях», он может сделать запрос в соответствующие ведомства. «Хотите, делайте запрос куда надо, хотите — в надзорные ведомства, хотите — в министерство, и мы вам дадим официальный ответ», — сказал министр.

А ведь не бывает дыма без огня, согласны? Как думаете, покинет свой пост Мантуров или простят сенаторы ему недоработки? Пишите свое мнение в комментариях.

С уважением к Вашему делу, Ника Черемухина

Источник: DairyNews.ru  

[anycomment]

Оставить ответ