Удар по контрафакту. В декабре в РФ начнут маркировать химию и косметику

 Обсудить

В России по-прежнему сохраняется большой сектор теневой экономики. По оценкам Росфинмониторинга, в 2018-2020 годах он составлял 20-21 трлн руб., или примерно 20% от ВВП страны. Позже нелегальный оборот товаров и услуг плавно снижался, до 18 трлн руб. в 2022 году, тем не менее продолжал занимать значительную долю национальной экономики.

Одним из инструментов, выводящим серый рынок из тени, является маркировка. Это позволит проследить путь товара на всех этапах и сократить объемы теневого производства. Одновременно госсистема маркировки «Честный знак» призвана гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции. Ранее уже была введена обязательная маркировка молочной продукции, лекарств, табака, шуб, обуви и прочих товаров. За время действия системы «Честный знак» уровень продаж фальсифицированного молока и просроченных лекарств сократился в 3 раза, поддельных шин — в 2 раза.

Теперь дошла очередь до мыла, прочих моющих средств, дезодорантов, средств для макияжа, волос, для бритья, полости рта и зубов, косметических средств. По предложению Минпромторга, с началом зимы стартует эксперимент по маркировке всех этих товарных групп. По данным Высшей школы экономики, в 2022 году теневой оборот на рынке косметической продукции составил 16%, бытовой химии — 12%, и маркировка должна снизить эти цифры.

Особенно приятно, что лишними расходами для потребителей маркировка бытовой химии и косметики не обернется. «Конечно же, влияния на цену косметической продукции и бытовой химии на полке не будет ни на стадии эксперимента, ни если маркировка станет обязательной, — уверен Реваз Юсупов. — Эксперимент бесплатный и добровольный для бизнеса, коды маркировки и оборудование предоставляются бизнесу бесплатно, расходы оператор берет на себя». Экспертное мнение подтверждается практическим опытом. По тем группам товаров, где маркировка уже внедрена, «вклад этого фактора в цену является нулевым или околонулевым, — говорит Реваз Юсупов. — Так, в молочной продукции, согласно исследованию НИФИ Минфина РФ, расчетный вклад в рост цены на продукцию за 6 лет в результате введения маркировки составляет менее 1%».

Одним из крупнейших участников эксперимента станет компания Lab Industries (бывшая «Хенкель Рус», выпускает продукцию под брендами «Персил», «Лоск», «Пемолюкс», «Вернель» и прочими). В настоящее время на заводах компании определяются линии для установки соответствующего оборудования и программного обеспечения. Как сообщили в пресс-службе Lab Industries, для компании важно еще на этапе тестирования учесть все основные моменты, чтобы в дальнейшем внедрение системы не сказалось на скорости производственных процессов, объемах выпуска продукции и не повлияло на потребителей.

Технических проблем, связанных с нанесением маркировки на упаковки с бытовой химией и косметикой, также не предвидится. «Маркировка внедряется более 4 лет, все способы нанесения дата-матрикс кодов на продукцию уже отработаны, — говорит генеральный директор „ТрекМарк“ Сергей Протасов. — Мы готовы помочь участникам пилотного проекта подобрать необходимое оборудование и программное обеспечение, чтобы протестировать как можно больший ассортимент продукции и учесть все потребности отрасли».

Ранее Реваз Юсупов специально для aif.ru объяснил, как скажется введение маркировки икры на стоимости этого продукта.

Источник: asp-news.ru

Подписывайтесь на наш Telegram

Оставить ответ