Кто же все-таки возместит молочной отрасли все убытки на внедрение маркировки?
Многомиллиардные затраты на оборудование, расходы на подключение, установку… Мы пообщались с десятками молочных компаний, которые в один голос заявляли только об одном: отрасль не готова к маркировке продукции ни финансового, ни технически.
И все-таки молочники добились своего и получили щедрого спонсора: кто готов профинансировать маркировку предпринимателям?
Ветер подул, откуда не ждали: папа Карло решил обуть дитя за свой счет. Оператор системы ЦРПТ, с которым молочная отрасль неоднократно воевала с того самого момента, когда узнала о необходимости маркировать свою продукцию, неожиданно заявил, что готова полностью взять все расходы по маркировке отрасли на себя.
Правда пока не понятно: речь идет всего о 1-3 млрд. рублях, подсчитанных оператором системы, или о десятках миллиардов рублей — цифрах Молочного союза? В феврале 2020 года в интервью с нашим журналистом Реваз Юсупов — представитель ЦРПТ, подробно пояснил, из чего складывается стоимость маркировки и назвал вполне приемлемую сумму расходов для молочной отрасли:
«Десятки миллиардов рублей озвучивали отраслевые союзы, это и вводит компании в заблуждение. Но если досконально посчитать, то получается что они ошибаются в десятки раз. На всю отрасль, а это тысячи компаний, внедрение обойдется в 1-3 миллиарда рублей.»
«В любой отрасли любая компания сама решает для себя как ей печатать и как наносить код. Кто-то хочет печатать в типографии, кто-то хочет на производстве, кто-то поручает своему импортеру.»
Союзмолоко действительно убежденно настаивал не только на нецелесообразности маркировки, а также связанных с ней технических сложностях, но и на многомиллиардных затратах, с которыми отрасли предстоит столкнуться:
Введение цифровой маркировки является самой дорогостоящей регуляторной мерой за всю историю молочной отрасли. Общие затраты отрасли в первый год введения маркировки составят 61,3 млрд. рублей. Капитальные затраты производителей на дооборудование производственных площадок и складов – не менее 26,1 млрд. рублей, ежегодные расходы на приобретение кодов, нанесение на упаковку и сервисное обслуживание оборудования – 35,2 млрд. рублей.
Более того, в одном из интервью Людмила Маницкая — директор Молочного союза России — заявила нашему журналисту, что никакого эксперимента по маркировке молочной продукции и вовсе никогда не проводилось, а список компаний, якобы принимавший в них участие — весьма сомнительный.
Тем не менее, сейчас оператор системы вызвался полностью компенсировать молочным компаниям затраты на маркировку за свой счет, в частности на поставку, оборудование, монтаж, услуги интеграторов.
Все, кто участвует в эксперименте, будут оснащены оборудованием и сервисами эксперимента бесплатно — за счет оператора маркировки. Это повышает привлекательность проекта для его участников.
При этом отмечается, что в рамках приоритетной задачи завершить пилотный проект в максимально приближенных к реальному процессу условиях (учитывая ситуацию с пандемией и карантином), эксперимент можно проводить дистанционно. Около 70% компаний уже успешно справляются с этой задачей, следует из сообщения оператора системы.
В одном из последних интервью с ООО «Уфагормолзавод» — участником эксперимента по маркировке молочной продукции, мы выяснили, на каком этапе у них сейчас проходит внедрение и во сколько обошлось самое выгодное и эффективное решение.
«Сейчас мы решили вопрос с автоматической агрегацией на автоматической линии, но такого плана решение дешевым не будет. Одна только камера машинного зрения стоит 500 тыс. руб. на одну линию для автоматической агрегации. Принтер — от 1, 5 до 2 млн.руб. — один на сериализацию, другой на агрегацию, а третий — в зависимости от нанесения этикетки. Получается, что автоматический — дорого, а ручной (если, например, китайский Godex) от 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. Это о стоимости по рынку в целом на одну линию, там уже цена будет варьироваться в зависимости от решения, оборудование для типографий может быть от 500 тыс. $«
Напомним, что в правительстве предлагают отложить окончание пилотного проекта до 1 июля 2020 года. Пока молочная отрасль остается в числе тех нескольких пилотных проектов, которые до сих пор не могут завершится — сроки постоянно откладываются.
«С 20 января 2021 года начало обязательной маркировки по определенным группам ТНВЭД, по остальным группам — не позднее 1 октября 2021 года», —
А как Вы думаете, все ли затраты участников молочного эксперимента покроет ЦРПТ и какие суммы это все-таки будут? Делитесь своим мнением в комментариях, ставьте «мне нравится» и подписывайтесь на нас, чтобы всегда оставаться в курсе последних новостей.
Вы можете поделиться о том, как проходит эксперимент по маркировке на Вашем предприятии (lisa.ushan@aspcom.ru), и мы обязательно опубликуем материал.
Елизавета Ушань