Кто получил самую большую отсрочку в маркировке товара — Меркурий Россельхознадзор

Кто получил самую большую отсрочку в маркировке товара

 Обсудить

Фармацевтам удалось оттянуть сроки маркировки на полгода из-за очевидной неподготовленности отрасли к новой для них системы прослеживаемости. Также легкая промышленность не внедрила маркировку в срок. Есть ли надежда у молочников, если не отменить, то хотя бы перенести срок маркировки с 1 июня 2020?

Давайте будем опираться на факты и на то, кто кому помогал менять сроки в пользу бизнес-сообщества:

Причины переноса как у фармацевтов, так и у других отраслей схожи. Как говорится — на что жалуетесь? А жаловались фармацевты на  сложности, которые возникли у производителей с нанесением кода маркировки, код с криптоподписью не всегда удавалось разместить на упаковке медпрепарата. Из-за большого количества брака (нанесенный код не считывался при проверке), производители попросили уменьшить размер криптоподписи. В ответ на эти просьбы, Правительство выпустило Постановление от 30 августа 2019 года N 1118, в котором определили размер криптоподписи в 44 символа (первоначально было 88). Далее к введению маркировки оказались не подготовлены другие участники оборота, особенно аптеки. За месяц до предполагаемого старта маркировки до половины участников оборота лекарств в некоторых регионах оказались или не готовы или готовы не полностью.

Такие же проблемы возникли и у молочников в ходе проведения пилотного проекта на предприятиях. Как минимум «Курское молоко», «Пискаревский молочный комбинат» и ряд других молочников единогласно говорят о невозможности нанесения кода на упаковку.

С 1 февраля 2017 года в России проводился эксперимент по маркировке медицинских препаратов. Срок регистрации в системе маркировки – с 1 июля 2019 года – был указан только для участников оборота лекарств, предназначенных для лечения высокозатратных болезней.

С 1 октября 2019 год маркировка для таких лекарств стала обязательной, а для всех остальных препаратов она должна была стартовать с 1 января 2020 года. Но Минздрав подготовил документ, который откладывает эту дату и уточнил ряд моментов для  введения маркировки.

В документе, размещенном на портале правовых актов указаны сроки регистрации для участников маркировки лекарств, не входящих в перечень высокозатратных нозологий. Регистрация начнется с 1 января 2020 и продлится до 29 февраля 2020 года. С 1 июля 2020 г. будет запрещен оборот лекарств без цифровых кодов. О чем свидетельствует опубликованное 09.01.2020 года Постановление Правительства РФ №1954.

Итого, фармацевтам вместе с депутатами Государственной думой (Авторы законопроекта о переносе лекарственных средств: А. К. Исаев, С. М. Боярский, С. А. Жигарев, Д. А. Морозов, Е. В. Панина, А. П. Петров, и А. З. Фаррахов.) удалось перенести старт обязательной маркировки лекарственных препаратов на 6 месяцев — с 1 января 2020 года на 1 июля 2020 года.

Но ведь лекарства — это не единственная отрасль, которую решено было промаркировать в новом 2020 году.

Не успели переобуться и производители обуви

1 июля 2019 год — первоначальный срок внедрения обязательной маркировки, который накладывает ответственность на участников российского обувного рынка за оборот немаркированной продукции, определенный Правительством РФ.

Напомним, годом ранее — 1 июня 2018 г. стартовал пилотный проект по маркировке и прослеживанию обуви. Проект продлился до 30 июня 2019 г., а обязательная маркировка обуви в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 28 апреля 2018 г. №792-р «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной маркировке контрольными знаками», должна была стартовать 1 июля 2019 г.

Однако инфраструктура для запуска обязательной маркировки обуви с 1 июля 2019 г. не готова. В связи с чем оператором системы ЦРПТ, ассоциацией АКОРТ и Национальным обувным союзом были разработаны рекомендации по поэтапному внедрению маркировки обуви, пересмотрены сроки внедрения проекта.

Новые сроки поэтапного подключения бизнеса к системе маркировки и прослеживания Честный ЗНАК для обуви:

С 1 июля по 1 октября 2019 г.:

— участники оборота должны зарегистрироваться в системе на сайте ЧестныйЗНАК.рф

— подать заявки на получение необходимого для работы с цифровыми кодами оборудования (регистратор эмиссии)

— уже на этом этапе участники могут начать маркировать остатки продукции. Для этого не понадобится регистратор эмиссии. Упрощенные коды компании смогут получить в личном кабинете в самой системе.

С 1 октября 2019 г. по 1 февраля 2020 г.:

— начало выдачи регистраторов эмиссии и наладка работы

— завершение процесса маркировки остатков

С 1 февраля 2020 г.:

— запрет на производство, импорт, розничную торговлю и оборот немаркированной продукции

— обязательная передача в систему Честный ЗНАК информации обо всех операциях с маркированными товарами – от производства до продажи

Остатки с упрощенными кодами могут продаваться в течение 2-х лет с момента ввода продукции в оборот.

С 1 марта 2020 года запрещен оборот немаркированной обуви. К этому моменту весь нереализованный товар на складах и в магазинах должен быть промаркирован собственником. Этот процесс называется маркировка остатков.

Итого переобувались всей страной начиная с 2018 года (старт пилотного проекта), и в итоге все равно в срок переобуться не успели ибо опять были не готовы и получили перенос срока на 8 месяцев — с 1 июля 2019 года на 1 марта 2020 года.

За фармацевтов заступились депутаты, в обувной индустрии рекомендации ЦРПТ совместно с АКОРТ помогли Национальному Обувному Союзу получить отсрочку на комфортное переобувание. Кто же поможет молочникам, которые практически на каждых съездах и выступлениях открыто говорят о том, что молочная отрасль не готова к маркировке 1 июня 2020 года?!

Сельдь Маркировка под шубой

Мы часто слышим, как молочники жалуются на то, что 0,50 копеек — это неподъемная для них цена за марку по сравнению с маркировкой шуб. Но смеем вас заверить, что и на рынке меха не все так гладко. После нововведения многие закрыли свои торговые точки, кто-то уехал за границу, но мы конечно же расскажем о тех, кто выстоял и выдержал все изменения.

С 12 августа 2016 года введен запрет на шубы без чипов для производителей и продавцов. На каждом этапе вплоть до момента продажи, необходимо отчитываться за любое движение товара. Об этом говорится в Постановлении, принятом в российском законодательстве 11.08.2016 г.

И здесь уместно озвучить не только систему штрафов за незаконную реализацию предусмотрена ответственность для организаций-производителей (как ООО, так и ИП). В случае выявления факта правонарушения на должностное лицо налагается штраф 5-10 тыс. рублей; на юридическое – 20-100 тыс. рублей. При этом товар конфискуется.

В случае продажи неидентифицированного товара вступают в силу нормы п.2 ст. 15.12 КоАП. В данном случае предусмотрены следующие штрафные санкции: физическое лицо – 2-4 тыс. рублей; должностное – 5-10 тыс. рублей; ЮЛ – 50-300 тыс. рублей. Нелегальная продукция также подлежит конфискации..

Те же деяния, совершенные в крупном или особо крупном размере (1,5 и 6 млн. рублей соответственно), подпадают под действие ст. 171.1 УК РФ. Такое нарушение грозит виновному лишением свободы до 6 лет.

Смена оператора и миф про 50 копеек

С 1 июня 2019 года обязательная маркировка шуб в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2019 № 270 перешла в единую национальную систему маркировки и прослеживания товаров Честный ЗНАК. (Оператором пилотного проекта по маркировке шуб ранее была Федеральная налоговая служба).

В шубах марка стоит не 50 копеек и в этом Вы лично можете убедиться прочитав Постановление, которое гласит, что стоимость с учетом налога на добавленную стоимость вшивного контрольного (идентификационного) знака составляет до 15 рублей, клеевого контрольного (идентификационного) знака -до 15 рублей, накладного (навесного) контрольного (идентификационного) знака -до 22 рублей;

Кстати о сроках самого пилотного проекта согласно Постановлению от 24 марта 2016 г. N 235 они определены так: начало 1 апреля 2016 г., окончание 31 декабря 2016 г.

Будущее и маркировка

Надеяться, что маркировку не введут или отменят не стоит, так как  к 2024 году обязательной маркировке будут подлежать все группы товаров: от продуктов питания и товаров первой необходимости до табачных изделий.

Как мы видим пока больше всего времени на подготовку было у обувной отрасли, но не спешите делать выводы.  В следующей статье мы продолжим рассказывать, как проходила отсрочка в других отраслях и подведем итоги.

Ника Черемухина